|
Работа № 2. Исследование памятиПри непосредственном заучивании Ряда из 15 слов Данная методика предлагается с целью исследования внутренней организации прошлого языкового опыта испытуемого. Методика позволяет отследить не только динамику мнестического процесса конкретного испытуемого, но обнаружить связь, существующую между речевой кратковременной и долговременной памятью, а также роль семантической и ассоциативной организации опыта в эффективности мнестических процессов. Она представляет собой модификацию методики «10 слов» по организации стимульного материала, но сохраняет схему процедуры ее проведения, что позволяет проанализировать тенденции, возникающие в процессе запоминания различно организованного материала. Эта же методика позволяет перейти к исследованию опосредованного характера мнестических процессов. В оригинальных методиках Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, направленных на исследование эффективности использования внешних стимулов - средств для запоминания речевого ряда, непосредственное запоминание 15 слов, предъявляемых однократно (что позволяет выявить только первичный объем памяти), является первой серией методики и служит для последующего сравнения с результатами второй серии методики - запоминания других 15 слов при введении опосредования наглядным рядом предметных картинок. Для всех методик, направленных на изучение речевой памяти, самым важным является составление ряда и выбор для него речевого материала, ЧТО требует психолингвистических знаний. Данная методика в цикле лабораторных работ включается для сраннспин получаемых результатов в пару ко всем остальным методикам, направленным на изучение речевой памяти. Однако используются при этом различные данные: 1) с методикой «10 слов» сравнивается динамика заучивания, тенденции, действующие в ряду слов при заучивании, первичный и отсроченный объемы воспроизведения, т.е. практически все параметры выполнения методики для этого и необходимо провести заучивание 15 слов, а не однократное воспроизведение; 2) с методиками на опосредованное запоминание для сравнения следует использовать только результаты первого непосредственного запоминания слов, поскольку в последних слова предъявляются однократно, и необходимо уравнять условия предъявления. Цель работы: исследование особенностей внутренней орШШМШМ прошлого речевого опыта испытуемого (методика проводится только индивидуально). Стимульный материал: набор из пятнадцати слов. Требования к стимульному материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы). 1. Слова могут содержать различное количество слогов (от одного до трех- 2. Слова могут быть различными по уровню частотности, но перепад час 3. Организация ряда из 15 слов может быть любой и диктуется целью экспе 4. Слова могут образовывать рифмованные пары, но нежелательно в ряду 5. Слова, рядом стоящие, не должны склеиваться друг с другом при проич- 6. Так же, как и в методике «10 слов», нежелательно, чтобы в эксперимен Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем запоминать пятнадцать слов. Слова вам все знакомы. Порядок слов запоминать не надо. Порядок работы будет следующий: сначала я называю слова, вы слушаете молча и стараетесь запомнить слова. После того как я заканчиваю называть слова, вы называете те слова, которые запомнили, в любом порядке. Я буду называть слова до тех пор, пока вы не запомните все. Всякий раз, когда вы называете слова, нужно назы- вать все слова, которые вы помните, и те, которые раньше уже называли, так чтобы в конце вы назвали все слова вместе». Требования к процедуре проведения методики 1, Темп, в котором произносятся слова, не должен быть быстрым или слишком медленным, он должен примерно соответствовать темпу «andante», т.е. в темпе среднего шага. 2 Нельзя акцентировать голосом те или иные слова ряда, делать перед ними паузы. Требования к ведению протокола исследования 1. Слова, называемые испытуемым, должны записываться на бумагу в том 2. Мы не рекомендуем ставить крестики в заранее заготовленный прото 3. При записи важно фиксировать все ответы испытуемого - лишние слова, 4. В протоколе должно быть зафиксировано время проведения исследова 5. Предъявят!, ряд необходимо до тех пор, пока испытуемый определенно Так же, как и в случае с «10 словами», необходимо проверить отсроченное воспроизведение с целью изучения особенностей сохранения материала, прочности процесса следообразования, реминисценции и др. Приемы организации этого процесса те же, что и при проведении методики «10 слов». Обработка и анализ данных 1. Подсчитывается число неповторяющихся слов при каждом воспроизведе 2. По этим данным строится график «зависимости объема воспроизведения 3. Полученный график следует сопоставить с аналогичным графиком, полу 4. Так же, как и в методике 10 слов, следует отдельно осмыслить механизм 5. Как правило, ряд слов, позволяющий его реорганизовать по принципам 6. При анализе графика «зависимости объема воспроизведения от количест 7. Вторым компонентом обработки материала является построение гисто 8. В выводах необходимо отметить конкретные характеристики семантиче КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем суть метода заучивания слов н плане оценки семантической органи 2. В чем суть конкретной модификации меюдики заучивания десяти слов? 3. Для оценки каких параметров мнестического процесса можно использо 4. Какова принципиальная логика построения эксперимента с использовани 5. Какую служебную роль может играть данная методика в эксперименталь Работа № 3. Исследование памяти при опосредованном запоминании 15 слов В основу данной лабораторной работы положена «методика двойной стимуляции со свободным выбором» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Методика направлена на изучение закономерностей использования испытуемым дополнительных внешних средств для запоминания слов-стимулов. Поскольку в учебном процессе студент-практикант второго курса не имеет возможности найти себе испытуемых разного возраста и уделить им достаточное внимание и время, практически работа может ограничиться одним испытуемым, однако возможно существенно расширить возможности исследования, введя требование к испытуемому в процессе выбора картинок пояснять свой выбор вслух. В таком случае экспериментатор получает интересный материал, позволяющий оценить как речевую, так и образную семантическую организацию долговременной памяти испытуемого, проследить процесс перевода слова в образ, а при опросе - обратный ход от образа к слову. В случаях ошибок испытуемого при воспроизведении слов студент имеет возможность выйти на анализ парадигматического или синтагматического строя языка. Основную структуру методики составляют два ряда элементов-стимулов: первый - стимульный ряд из 15 слов, подлежащих запоминанию и последующему воспроизведению; второй- ряд вспомогательных средств- картинок, внешних опор, помогающих запоминанию и воспроизведению первого сти-мульного ряда. Цель работы: исследование ночможностей внешнего образного опосредования мри шиомшшним речевого материала (методика проводится только индивидуально) Стимульный материал: набор П 15 ело», набор КЗ 30 образных картинок. Требовнния к стимулмюму материалу (построение экспериментального ряда является отдельной задачей лабораторной работы). 1. Слова для первого стимульного ряда (15 слов) могут содержать различное 2. В организацию ряда можно ввести и эмоционально насыщенные слова и 3. Можно при выборе слов для организации стимульного ряда (если испы соответствии со своими задачами, из практикума под редакцией Ю.К. Корнилова и В.Д. Шадрикова (с. 68-69). 4. При подборе картинок для второго стимульного ряда следует исходить из принципа их семантической простоты, т.е. это должны быть изображения частотных предметов, относящихся к следующим категориям: животные, растения, птицы, мебель, бытовые предметы, простейшие орудия труда, транспорт. В оригинальной методике предлагаются картинки: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, домик, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега с оглоблями, настольная лампа, картина в раме, цветы на лугу, кошка. Можно так же, как и при подборе слов в стимульный ряд, ориентироваться на перечень предметов для картинок, предлагающийся в том же практикуме на с. 66. Инструкция испытуемому: «Ваша задача - запомнить слова, для этого можно пользоваться этими картинками. Когда я назову слово, посмотрите на карточки, выберите и отложите такую, которая поможет потом припомнить заданное слово». Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|