|
Сравнительный подход к оценке бизнеса ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Условия применения сравнительного подхода предполагает ценность собственного капитала предприятия определяется той суммой, за которую она может быть продана, при наличии достаточно сформированного рынка. В качестве ориентира используются реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции (доли). Подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке и перспективы развития. Преимущества: - ориентирован на фактические цены купли-продажи сходных компаний; - отражает уровень спроса и предложения на данный объект инвестирования; - расчеты основаны на реально достигнутых показателях финансовой деятельности. Недостатки: - игнорирует перспективы развития предприятия в будущем; - применение возможно при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по компаниям выбранным в качестве аналогов; * Финансовая информация по аналогам (для закрытых компаний) может содержаться в базах – spark.ru, skrin.ru. - вносятся сложные корректировки и промежуточные расчеты требующие серьезного обоснования. Основные методы сравнительного подхода: 1. Метод рынка капитала 2. Метод сделок 3. Метод отраслевых коэффициентов Применение методов рынка капитала и сделок. Основные этапы оценки: 1. Сбор необходимой информации; 2. Сопоставление списка аналогичных предприятий; 3. Проведение финансового анализа, в том числе компании аналога; 4. Расчет ценовых мультипликаторов; 5. Выбор величина мультипликаторов, которые целесообразно применить к оцениваемой компании; 6. Определение итоговой величины путем взвешивания промежуточных результатов; 7. Внесение итоговых корректировок. Метод рынка капитала применяется для оценки одной акции или миноритарного пакета акций. Метод сделок используется для оценки компании целиком либо мажоритарного пакета. Критерии отбора компаний аналогов: 1. Отраслевое сходство, при этом необходимо учитывать дополнительные факторы, к примеру: уровень диверсификации производства, возможность перепрофилирования производства; 2. Размер компании; 3. Перспективы роста (стадия развития, стадия стабилизации, стадия спада, стадия ликвидации); 4. Финансовый риск. Учитывает структуру капитала, уровень ликвидности и кредитоспособность компании; 5. Качество менеджмента (средняя заработная плата персонала, место компании на рынке, показатели рентабельности и другие показатели); 6. Фактор времени. Основным инструментом определения рыночной стоимости и собственного капитала компании сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы. Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. Мультипликаторы рассчитываются по всем аналогичным предприятиям. Цена акции на прибыль приходящуюся на одну акцию РС = мультипликатор * на финансовый показатель объекта оценки РС = (цена на выручку) Цена всего предприятия на прибыль всего предприятия
В практике используются мультипликаторы: 1. Интервальные (цена компании / прибыль за отчетный год(чистая); цена / денежный поток; цена / дивиденды; цена / выручка) 2. Моментные (моментальные) (цена / балансовая стоимость активов; цена / чистая стоимость активов) РС = Р/Е х Е РС = Р/СF x СF Показатели:
Цена / прибыль: P/E, P/EBITDA, P/EBIT, P/EBT, P/CF Данная группа является самой распространенной. Основное требование -полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы. Недостаток: мультипликатор существенно зависит от методов ведения бухучета, поэтому если в качестве аналога выбрана зарубежная компания, нужно провести систему распределения прибыли к единым стандартам. Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли, мелкие компании – прибыль до уплаты налогов. Цена / денежный поток используется при оценке предприятий в активах которых преобладает недвижимость, а также если деятельность компании убыточна. Цена / выручка от реализации. Используется редко. Достоинства:Не зависит от методов ведения бухучета Целесообразно использовать при оценке предприятий сферы услуг Цена / балансовая стоимость. В качестве финансовой базы используется балансовая стоимость всех активов или чистых активов на дату оценки или последнюю отчетную дату. Сфера применения: оценка холдинговых компаний. Цена / физический объем – разновидность Цена / выручка (Р/С) EV/ · Мощность · Запасы (месторождения)
Для объективности используется несколько мультипликаторов одновременно, с последующим согласованием результатов. Пример: расчет стоимости банка.
Для расчета рыночного показателя отбрасывают крайние значения и по оставшимся рассчитывают среднее арифметическое или средневзвешенное, причем веса присваиваются по близости аналога к объекту оценки по следующим параметрам: · Капитализация компании · Рентабельность Рыночные премии и скидки Технология применения МРК (метода рынка капитала) и метода сделок совпадает. Различие заключается в типе исходной информации: либо цена одной акции без элементов контроля, либо цена контрольного пакета с премией за контроль. Стоимость контрольного пакета определяется МС (методом сделок) с добавлением премии за контроль (от 30-50%). Стоимость миноритарного пакета (1 акции) для ОАО определяется МРК или МС, сделав скидку на неконтрольный пакет. Учет скидок на не ликвидность активов для закрытых компаний: Контрольный Smin Минимальный Smax Стоимость неконтрольного пакета (1 акции) для ЗАО или ОАО не торгующихся на открытых рынках определяется МРК с вычетом скидки на недостаточную ликвидность активов (20-40%) или МС, сделав скидки на неконтрольный характер пакета и на недостаточную ликвидность активов. Стоимость пакета акций: V = V – рыночная стоимость пакета W – доля Р – премия S – скидка Пример: Оценить пакеты ОАО. Стоимость компании, рассчитанная МРК составляет 3 000 000$. Скидки и премия определены в размере: · за контроль 25% · на не ликвидность активов минимум 15%, максимальная 30% V70 = 3000000х0,7х(1+0,25) = 2 625 000 $ V7 = 3000000x0.07 = 210 000 $ О Пример: оцениваем пакеты ЗАО. Стоимость компании МРК составляет 3 000 000 Скидки и премия определены в размере: · за контроль 25% · на не ликвидность активов минимум 15%, максимальная 30% V65 = 3000000х0,65х(1+0,25)х(1-0,15) = 2 071 875 $ V7 = 3000000x0.04х(1-0,3) = 84 000 $
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|