Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отрицательные внешние эффекты и способы их регулирования





Отрицательный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких - либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм.

Данный эффект имеет место, когда, например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате чего у жителей увеличиваются моральные и материальные потери (на лекарства). Поскольку комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки (MPC) оказываются ниже предельных общественных издержек (MSC), т.к. не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 60).

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет при цене . Рыночное равновесие устанавливается в точке , в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е.

MPC = MSB.

Между тем, предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки (MEC):

MSC = MPC + MEC.

Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до при росте цены до . В точке предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам: MSB = MSC. Однако в этой точке не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды, но они существенно уменьшаются. Площадь треугольника показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов

1. Запрет на производство и потребление некоторых продуктов. Так, во многих странах запрещено курение в государственных учреждениях и общественных местах.

 

P

MSC = MPC+MEC


A S = MРC

 

P2 MEC

P1

 

D = MSB

 

 

Q

Q2 Q1

Рис. 60. Отрицательный внешний эффект

 

2. Введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и др.).

3. Социальная антиреклама (предупредительные надписи на упаковке сигарет и др.).

4. Рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов. Обычно применяется, когда величина отрицательных внешних эффектов не должна превышать некоторого критического значения. Так, если в озеро можно слить не более 50т ядовитых отходов в год, то государство может предложить к продаже 50 лицензий на слив отходов по 1 т каждая.

5. Интернализация внешнего эффекта, т.е. превращение внешних издержек в частные. Этот метод удобно применять, когда имеются две фирмы, одна из которых является источником отрицательного внешнего эффекта, а другая вынуждена нейтрализовать его, увеличивая свои издержки. Тогда в результате объединения таких фирм внешние издержки превращаются во «внутреннее дело» новой фирмы. В качестве примера можно привести нефтеперерабатывающий завод, сливающий отходы в озеро, и рыбаловецкое хозяйство, вынужденное ловить рыбу в более удаленных местах, чем раньше. Если они объединятся, то проблему загрязнения озера придется решать совместно.

6. Налог Пигу, или корректирующий налог. Данный налогустанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемую предприятием, производящим отрицательные внешние эффекты. Для того чтобы этот налог компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно - оптимальном выпуске.

7. Теорема Коуза, котораяутверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Для того, чтобы сделка состоялась, необходимы два условия:

· пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Тогда он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб.

· издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики.

Положения теоремы Коуза можно применять когда, например, фирма строит автомобильную дорогу, проходящую по земле фермера. Если фермер является собственником земли, то он может требовать компенсации причинного строительством ущерба.

8. Установление норм или стандартов по вредным выбросам.

Общественные блага

 

Все экономические блага подразделяются на частные, общественные и смешанные.

Существует два критерия этой классификации благ.

  1. Конкуренция разных сравниваемых благ в потреблении.

Конкурентные блага – такие блага, получение выгод от потребления которых одним субъектом делает невозможным получение их другими субъектами.

Неконкурентные благатакие блага, потребление которых одним человеком, не уменьшает их доступности для других. С увеличением числа потребителей конкурентного блага уровень потребления каждого их них не уменьшается. Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

  1. Возможность исключаемости из потребления различных благ.

Исключаемые блага – блага, обладание правом использования которых одним субъектом делает возможным исключение из потребления данного блага других субъектов. Исключаемые блага являются делимыми.

Неисключаемые блага – это блага, правом пользования которых невозможно лишить кого-либо, даже если он отказывается за него платить. Неисключаемые блага являются неделимыми.

Чистые частные блага являются конкурентными и исключаемыми.

Чистые общественные блага являются неконкурентными и неисключаемыми.

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (компьютеры).

Чистое общественное благо – это такое благо, которое не может быть разделено на единицы потребления, продаваемые по своим ценам (уличное освещение, национальная оборона и т.п.).

В «чистом» виде частные и общественные блага редко существуют. Многие блага являются смешанными. Выделяют два вида смешанных благ:

  1. Перегружаемые. По таким благам свойство неконкурентности соблюдается до определенного уровня потребления (автомобильная дорога).
  2. Исключаемые, но неконкурентные (общественный транспорт, театральные спектакли).

P DA DB DC Dcos = ∑qi

(тыс. руб.

за ед.)

 

P

 

 
 


0 2 4 6 12 Q

Рис. 61. Определение совокупного спроса на чистое частное благо

 

 

P 30

(тыс. руб.

за ед.) Dcos = ∑qi

 

15

DC

DB

5

DA

0 Q

Ds = 12

Рис. 62. Определение совокупного спроса на чистое общественное благо

 

Общий объем предложения:

- по частным благам: ;

- по общественным благам: .

Общий объем спроса частных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по горизонтали (рис. 61).

Общий объем спроса общественных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по вертикали и отражает суммарную величину предельных выгод, получаемых индивидами от имеющегося наличного объема. Дело в том, что хотя потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере (рис. 62) наибольшую выгоду получает потребитель С, а наименьшую – потребитель А. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако получить такую информацию практически невозможно. Поэтому функция спроса на общественное благо является условной и рассчитывается по следующей формуле:

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимоот того, платят они за него или нет, то возникает желание получитьэто благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования данной проблемы производство общественных благ бывает ниже эффективного. Общественные блага обычно производятся при участии государства за счет налогообложения.

Неделимость в потреблении общественного блага не означает, что его объем не может изменяться. Так, например, объем услуги по обороне страны может быть измерен интегральным показателем боеспособности армии (числом дивизий или ракет и др.). Объем услуг маяка может быть измерен радиусом его действия.

Рынка общественных благ в обычном смысле не существует, поэтому нельзя говорить об их рыночной цене и кривых спроса и предложения. Вместе с тем, при определении оптимального объема общественного блага все же используют те же идеи, что и в случае частных благ. Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек. Предельные общественные издержки производства общественного блага (MCоб) есть прирост общественных издержек при увеличении объема этого блага на единицу. Например, MCоб услуг маяка равны расходам на увеличение радиуса его действия на 1 км и т.д. Роль кривой спроса выполняет суммарная кривая спроса всех индивидов. В точке пересечения данных кривых определяется оптимальный объем общественного блага Q0 (рис. 63).

 

P

 
 


MCоб

 

 

 
 

 

 


D

 

Q

Q0

Рис. 63. Оптимальный объем общественного блага

 

Однако на уровне государства данное условие может не выполняться, поскольку здесь важную роль играют политические и социальные факторы. Обычно, какие общественные блага производить и в каком объеме определяется в период проведения предвыборных компаний, на встречах кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти и избирателей.

В экономической науке проблема коллективного предоставления общественных благ и участия членов общества в его финансировании является исходным пунктом в теории общественного выбора. В условиях прямой демократии доля индивида в финансировании общественного блага должна соответствовать предельной полезности общественного блага для него, а в условиях представительной демократии решение принимается в интересах среднего избирателя.

Ключевые понятия

Внешние эффекты. Положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты. Интернализация внешнего эффекта. Налог Пигу. Теорема Коуза. Общественные блага. Конкурентные блага. Неконкурентные блага. Исключаемые блага. Неисключаемые блага. Частные блага. Смешанные блага.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.