|
Глава 90. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
Статья 644. Основные понятия, используемые в настоящей главе
В настоящей главе используются следующие понятия: 1) контрольно-кассовые машины - фискальные модули, электронные устройства с блоком фискальной памяти и (или) компьютерные системы, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг; 2) государственный реестр контрольно-кассовых машин (далее - государственный реестр) - перечень моделей контрольно-кассовых машин, разрешенных уполномоченным органом к использованию на территории Республики Казахстан; 3) регистрационная карточка контрольно-кассовой машины - учетный документ, подтверждающий факт регистрации (снятия с учета) в налоговом органе контрольно-кассовой машины; 4) центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин (далее - центр технического обслуживания) - хозяйствующий субъект, осуществляющий в соответствии с уставом (видом деятельности) деятельность по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин; 5) контрольный чек - первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета; 6) книга учета наличных денег - журнал учета ежесменного оборота наличных денег, товарных чеков, показаний фискальной памяти контрольно-кассовой машины; 7) терминал оплаты услуг - электронно-механическое устройство, осуществляющее прием наличных денег в качестве оплаты за услуги в автоматическом режиме; 8) пломба налогового органа - средство защиты от несанкционированного вскрытия корпуса контрольно-кассовой машины; 9) ответственное лицо налогоплательщика - налогоплательщик либо лицо, состоящее в трудовых отношениях с налогоплательщиком, осуществляющие расчеты с покупателем (клиентом) с применением контрольно-кассовой машины и отвечающие за ее работу; 10) торговый автомат - электронно-механическое устройство, осуществляющее реализацию товаров посредством наличных денег в автоматическом режиме; 11) товарный чек - первичный учетный документ, подтверждающий факт осуществления денежного расчета, используемый в случаях технической неисправности контрольно-кассовой машины или отсутствия электроэнергии; 12) книга товарных чеков - совокупность товарных чеков, объединенных в книгу; 13) фискальный признак - отличительный символ, отражаемый на контрольных чеках в качестве подтверждения работы контрольно-кассовой машины в фискальном режиме; 14) фискальные данные - фиксируемая в фискальной памяти контрольно-кассовой машины информация о денежных расчетах; 15) фискальный отчет - отчет об изменении показаний в фискальной памяти контрольно-кассовой машины за определенный период; 16) фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесменную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о произведенных денежных расчетах; 17) фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой машины, обеспечивающий некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в фискальной памяти. Сноска. Статья 644 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2009).
Статья 645. Общие положения
Примечание РЦПИ! Действие пункта 1 приостановлено до 01.01.2013 Законом РК от 10.12.2008 № 100-IV. 1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, работах, услугах посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Положение настоящего пункта не распространяется на денежные расчеты: 1) физических лиц, не подлежащих обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность; 2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары): осуществляющих деятельность на основе патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса; осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств; 3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом. Примечание РЦПИ! Пункт 1 предусмотрено дополнить пп. 4) в соответствии с Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2012). 2. Местные исполнительные органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговые органы по месту нахождения отчет об использовании налогоплательщиками билетов в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте по форме, утвержденной уполномоченным органом. 3. Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, оснащаются контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр. 4. При применении контрольно-кассовых машин предъявляются следующие требования: 1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами посредством наличных денег; 2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу (за исключением контрольно-кассовых машин, используемых в торговом автомате); 3) обеспечивается доступ должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине. Сноска. Статья 645 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2009, с 01.01.2011).
Статья 646. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе
1. Постановке на учет в налоговых органах по месту использования контрольно-кассовой машины подлежат технически исправные контрольно-кассовые машины, модели которых включены в государственный реестр, если иное не установлено настоящим пунктом. Контрольно-кассовые машины, являющиеся компьютерными системами, которыми оснащены торговые автоматы и (или) терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту использования каждого торгового автомата и (или) терминала оплаты услуг. Контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении выездной торговли с автолавок и (или) палаток, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения таких налогоплательщиков. 2. Налоговые органы не производят постановку на учет контрольно-кассовых машин налогоплательщиков, на которых не распространяется требование по применению контрольно-кассовых машин в соответствии с пунктом 1 статьи 645 настоящего Кодекса. 3. Постановка на учет контрольно-кассовых машин производится с присвоением регистрационного номера контрольно-кассовой машины и выдачей регистрационной карточки контрольно-кассовой машины в течение пяти рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком налогового заявления о постановке на учет контрольно-кассовой машины в налоговом органе. 4. При постановке на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины, за исключением контрольно-кассовых машин, являющихся компьютерными системами, налогоплательщик представляет в налоговый орган: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима; 3) паспорт завода-изготовителя; 4) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков. Примечание РЦПИ! В пункт 5 предусмотрено изменение Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2012). 5. При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы; 3) руководство по использованию модуля "Рабочее место налогового инспектора" заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели компьютерной системы и обеспечивает доступ к нему. 6. Должностное лицо налогового органа при постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе, за исключением компьютерных систем: 1) проверяет соответствие сведений, указанных в налоговом заявлении, представленным документам; 2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в паспорте завода-изготовителя; 3) проверяет правильность оформления книги учета наличных денег и книги товарных чеков; 4) устанавливает фискальный режим работы контрольно-кассовой машины; 5) устанавливает пломбу налогового органа на корпус контрольно-кассовой машины; 6) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины; 7) заверяет личной подписью, подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков; 8) возвращает налогоплательщику: контрольно-кассовую машину с установленным фискальным режимом работы и пломбой налогового органа; заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков; паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины. 7. При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, должностное лицо налогового органа осуществляет действия, предусмотренные подпунктами 1), 4) и 6) пункта 6 настоящей статьи. При этом установка фискального режима компьютерной системы заключается в активации средств криптографической защиты информации от несанкционированного доступа к фискальным данным компьютерной системы. 8. Регистрационная карточка контрольно-кассовой машины выдается налогоплательщику при постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговых органах, хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию налоговых органов. Примечание РЦПИ! В пункт 9 предусмотрено изменение Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 01.01.2012). 9. Формы регистрационной карточки контрольно-кассовой машины, товарного чека, акта снятия фискального отчета, книги учета наличных денег и книги товарных чеков устанавливаются уполномоченным органом. Сноска. Статья 646 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).
Статья 647. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины
1. При изменении сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней с момента возникновения изменений обязан подать в налоговый орган по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе с указанием измененных сведений; 2) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины. 2. Замена регистрационной карточки производится налоговым органом по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины в случаях: 1) утери (порчи) регистрационной карточки - в течение пяти рабочих дней с даты получения налогового заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи; 2) изменения сведений, указанных в регистрационной карточке, - в течение пяти рабочих дней с даты получения налогового заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи; 3) отсутствия идентификационного номера в регистрационной карточке - в течение трех рабочих дней с даты получения налогового заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном настоящим подпунктом, налогоплательщиком к налоговому заявлению прилагается один из следующих документов: 1) нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего наличие идентификационного номера; 2) копия документа, подтверждающего наличие идентификационного номера, - при условии предъявления его оригинала. Копия документа, подтверждающего наличие идентификационного номера, не прилагается к налоговому заявлению, представленному в налоговый орган для замены регистрационной карточки контрольно-кассовой машины, в случае ее представления в такой налоговый орган для замены либо переоформления другого документа в целях внесения в него идентификационного номера в соответствии с настоящим Кодексом. 3. Должностное лицо налогового органа в течение пяти рабочих дней со дня приема налогового заявления в налоговом органе оформляет и выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины с измененными регистрационными данными. 4. При выдаче новой регистрационной карточки контрольно-кассовой машины ранее выданная налоговым органом регистрационная карточка контрольно-кассовой машины подлежит возврату в налоговый орган, за исключением случаев утери (порчи) указанной регистрационной карточки контрольно-кассовой машины налогоплательщиком. Сноска. Статья 647 в редакции Закона РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.07.2011).
Статья 648. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе
1. Снятие контрольно-кассовой машины с учета производится в случаях: 1) прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег; 2) изменения места использования контрольно-кассовой машины или места нахождения налогоплательщика, использующего контрольно-кассовую машину в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации контрольно-кассовой машины в другом налоговом органе; 3) невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью контрольно-кассовой машины; 4) исключения контрольно-кассовой машины из государственного реестра; 5) в иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан. 2. Для снятия контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе, за исключением компьютерных систем, налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговым заявлением о снятии с учета контрольно-кассовой машины: 1) контрольно-кассовую машину с установленной пломбой налогового органа; 2) паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины; 3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков; 4) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины. 3. Для снятия с учета контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины, регистрационную карточку контрольно-кассовой машины и обеспечивает доступ к модулю "Рабочее место налогового инспектора". 4. Должностное лицо налогового органа в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в налоговом органе налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины производит снятие с учета контрольно-кассовой машины, для чего: 1) снимает фискальный отчет; 2) проводит камеральный контроль и сопоставление данных книги учета наличных денег с показаниями фискального отчета и данными книги товарных чеков; 3) делает запись о закрытии книги учета наличных денег и книги товарных чеков; 3-1) производит снятие пломбы налогового органа с корпуса контрольно-кассовой машины; 4) возвращает налогоплательщику: контрольно-кассовую машину; книги учета наличных денег и товарных чеков; регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины. 5. При снятии с учета контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, должностное лицо налогового органа снимает фискальный отчет и возвращает налогоплательщику регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины. Сноска. Статья 648 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2009 № 200-IV (порядок введения в действие см. ст. 2 ).
Статья 649. Снятие фискального отчета и требование к содержанию контрольного чека
1. Фискальные отчеты снимаются налоговыми органами в случаях: 1) проведения налоговых проверок; 2) замены блока фискальной памяти; 3) снятия с учета контрольно-кассовой машины; 4) осуществления ремонта контрольно-кассовой машины, требующего введение пароля доступа к фискальной памяти; 5) полного заполнения книги учета наличных денег; 6) утери (порчи) книги учета наличных денег. 2. Для снятия фискального отчета в налоговый орган представляются контрольно-кассовая машина и следующие документы: 1) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков; 2) сменные отчеты с даты снятия последнего фискального отчета. При снятии фискального отчета составляется акт снятия фискального отчета, данные которого подлежат вводу в информационную систему налоговых органов. 3. Контрольный чек контрольно-кассовой машины, за исключением компьютерных систем, должен содержать следующую информацию: 1) наименование налогоплательщика; 2) идентификационный номер; 3) заводской номер контрольно-кассовой машины; 4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе; 5) порядковый номер чека; 6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; 7) цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки; 8) фискальный признак. Контрольный чек компьютерных систем (за исключением компьютерных систем, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) должен содержать информацию, указанную в подпунктах 1)-7) настоящего пункта. Форма и содержание контрольного чека компьютерных систем, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом. Контрольный чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно должен содержать информацию о сумме продаж и о сумме покупок. 4. Контрольный чек может дополнительно содержать данные, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|