Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упрощенная схема бухгалтерского счета





Счета и двойная запись

 

1) Понятие счета, его назначение и строение.

2) Активные, пассивные и активно-пассивные счета.

3) Запись операций на счете, показатели счета.

4) Сущность двойной записи, бухгалтерские проводки.

(1)

Как известно, каждая хозяйственная операция оказывает определенное влияние на бухгалтерский баланс. Вместе с тем уже отмечалось, что баланс составляется, как правило, не чаще одного раза в месяц, в то время как за период совершается множество хозяйственных операций. Следовательно, возникает необходимость предварительной группировки экономически однородных хозяйственных операций с тем, чтобы ее итоги по окончании месяца перенести в баланс. Решение этой задачи достигается при помощи счетов бухгалтерского учета. Ведение их, во-первых, позволяет осуществлять текущий контроль за движением хозяйственных средств и за хозяйственными процессами и, во-вторых, дает возможность в случае необходимости получить баланс на любую дату.

Таким образом, ведение счетов бухгалтерского учета является способом экономической группировки отдельных хозяйственных операций, текущего контроля за состоянием и движением хозяйственных средств и источников их формирования.

Система счетов — основной элемент метода б/у. Система счетов — способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля над имуществом и ХО. Счета открываются к балансу и служат для отражения наличия и движения предмета учета, так как в балансе не возможно постоянно производить изменения в связи с большим количеством ХО, происходящих на предприятии каждый день. К каждому виду средств и источников открывается счет (к каждой статье баланса), название которого берется из баланса, но не все названия счетов совпадают с названием статей баланса.

На практике счет представляет собой разделенную на две части таблицу в виде свободного листа или листа книги. Одна часть счета условно именуется дебетом, а другая - кредитом.

Дебет счета расположен в левой части таблицы, а кредит - в правой (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Схема бухгалтерского счета

(Наименование счета)
Дебет Кредит
Документ Содержание операции Сумма (руб.) Документ Содержание операции Сумма (руб.)
Дата Дата
               
               
               
               
               
               

В левой (дебетовой) и правой (кредитовой) частях таблицы, как это видно из схемы, имеется место для документального обоснования записи, краткой характеристики операции и денежной ее оценки.

Для упрощения изложения в дальнейшем термины "Дебет" и "Кредит" обозначаются сокращенно "Д-т" и "К-т", а схема бухгалтерского счета заменяется более простой (табл. 5.2). В форме «Т»

Таблица 5.2

Упрощенная схема бухгалтерского счета

(Наименование счета)

Д-т К-т

|

|

|

|

|

|

На каждом бухгалтерском счете, прежде всего, отражается его первоначальное состояние (например, на начало месяца), т.е. остаток хозяйственных средств или источников их формирования (в зависимости от того, что отражает данный счет). По окончании месяца, когда на счетах будут отражены все совершенные за этот период хозяйственные операции, определяют остаток на конец месяца. Эта величина в следующем месяце будет считаться остатком на его начало. Остаток, числящийся по счету, называется сальдо.

Данные из баланса записываются на счете как начальное сальдо счета. Счета применяются для непрерывного учета ХО, то есть они накапливают информацию о состоянии и движении активов и источников. Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта имущества и источника. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются данные по однородным ХО.

Данные о движении средств и источников образуют на счете дебетовые и кредитовые обороты. На счете выводится конечный остаток или конечное сальдо после учета всех ХО.

Итак, счет имеет сальдо начальное одно, один оборот по Д, один оборот по К, сальдо конечное одно. Сальдо всегда должно быть выделено или подчеркнуто.

(2)

По аналогии с делением баланса на актив и пассив счета подразделяются на активные, отражающие хозяйственные средства, и пассивные, отражающие источники формирования средств.

Структура счета зависит от того, к какой стороне баланса (А, П) он открыт. Если счет открыт к Активу (А), то он является активным. Сальдо на нем только по Д, обороты под сальдо (по Д) увеличивают остаток счета (сальдо), а обороты по К — уменьшают.

Если счет открыт к Пассиву (П), то он является пассивным, и сальдо на нем только по К, обороты под сальдо (по К) увеличивают остаток по счету, а обороты по Д — уменьшают. В случае, когда конечное сальдо меняет знак на противоположный, это означает, что оно переходит из дебета в кредит или наоборот, а счет является активно-пассивным.

В активных и пассивных счетах дебет и кредит имеют различное значение.

Так, на активных счетах по дебету показываются операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств, а по кредиту - их уменьшение.

На пассивных счетах, наоборот, в кредите получают отражение операции по увеличению источников формирования средств, а в дебете - по уменьшению их.

В активных счетах сальдо на начало и конец периода отражается в дебете (дебетовое сальдо) (табл. 5.3), а в пассивных - в кредите (кредитовое сальдо).

Таблица 5.3

Таким образом, увеличение каких-либо средств отражается по Д соответствующих активных счетов, а увеличение каких-либо источников — по К пассивных счетов.

Журнал регистрации хозяйственных операций

за март 20 г.

(месяц) (год)

Дата Содержание операции Д К Сумма, рублей
Частная Общая
  3.03 Получено в кассу из банка на хозяйственные нужды        
  3.03 Перечислена в бюджет задолженность по налогу на прибыль        
  4.03 Получены от поставщика УП «Волна» материалы Получен по материалам НДС 18/1   3 900 4 680
  5.03 Отпущены материалы в производство     3 300  
  8.03 Выдано в подотчет Иванову на хозяйственные нужды        
  10.03 Выдано в подотчет Петрову на командировку        

 

Для того чтобы верно записать хозяйственную операцию на счета бухгалтерского учета методом двойной записи, необходимо:

-правильно осмыслить экономическое содержание хозяйственной операции и изменения, вызываемые этой операцией в составе хозяйственных средств и источников их формирования;

- правильно избрать корреспондирующие счета в соответствующей отрасли деятельности;

- определить, какие из корреспондирующих счетов являются активными, а какие пассивными;

- четко руководствоваться значением дебета и кредита в активных и пассивных счетах.

Только правильное применение методического приема двойной записи операций на счетах бухгалтерского учета обеспечивает нормальное завершение цикла учетных работ.

Принцип двойной записи не нарушает равенства итогов актива и пассива баланса, так как хозяйственные операции, вызывающие изменения в одной части баланса (в активе или пассиве), не влияют на его итог, а вызывающие одновременные изменения в активе и в пассиве увеличивают или уменьшают сумму обеих частей баланса в равной мере.

Для облегчения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счетов, а их номера (счет "Касса" - № 50, счет "Расчетный счет" - № 51).

 

 

Классификация счетов

 

1) Планы счетов бухгалтерского учета, их значение, виды и применение.

2) Классификация счетов по экономическому содержанию.

3) Классификация счетов по назначению и структуре.

4) Забалансовые счета, их назначение, порядок записи операций на забалансовых счетах.

(1)

План счетов — систематизированный перечень счетов, необходимых для ведения учета на предприятиях, организациях.

В плане приводится полное наименование синтетических счетов, их цифровой код, наименование и номер субсчетов.

Планы счетов в РБ являются централизованно разрабатываемыми и утверждаемыми государственными органами.

В настоящее время используется 4 плана счетов: 1) для предприятий; 2) для бюджетных учреждений; 3) для банковской системы; 4) для учета исполнения бюджета.

Вместе с планами разрабатываются и утверждаются инструкции по их применению, которые содержат краткую характеристику синтетических счетов и субсчетов, раскрывают их структуру, назначение и экономическое содержание учитываемых на них объектов.

План счетов построен на основе экономической классификации счетов.

На основании типовых планов счетов Министерства и ведомства разрабатывают отраслевые планы.

План счетов — методологическая основа бухгалтерского учета. Он позволяет создать условия для организации единой типовой государственной отчетности, позволяет разрабатывать бухгалтерские программы для всех предприятий в РБ.

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основании отраслевых планов счетов каждое предприятие разрабатывает свой рабочий план счетов, в котором предусмотренные типовыми планами счета при необходимости уточняются, исключаются, объединяются. Организации могут уточнять содержание отдельных субсчетов, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

В Типовом плане счетов счета сгруппированы в 8 разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов.

(2)

Все множество ХО совершаемое на предприятии подлежит систематизированному отражению на счетах б/у. В связи с этим в б/у используется большое количество счетов. Для правильности применения счетов в учетной практике, понимания их содержания и особенностей существует классификация. Она представляет собой разделение счетов на группы, подгруппы по однородным признакам. Следовательно, классификация является основой построения плана счетов б/у.

Классификация счетов — это научно обоснованная группировка счетов, т.е. разделение счетов на группы, подгруппы по каким-либо однородным существенным признакам.

 

Счета делятся по следующим признакам:

1) по экономическому содержанию,

2) по учетно-технологической функции (по структуре и назначению),

3) по отношению к балансу.

 

(1) Деление счетов по первому признаку позволяет определить, какие объекты учитываются на данных счетах (отвечает на вопрос ЧТО?). Экономическое содержание счета определяется содержанием объекта, который учитывается на данном счете:

 

счета хозяйственных средств — активные;

счета источников формирования хозяйственных средств — пассивные;

 

(1.1) Счета хозяйственных средств делятся на:

 

а) счета учета ОС и НМА (01, 02, 04, 05);

б) счета учета капитальных вложений (07, 08);

в) счета учета производственных запасов (10, 11, 14, 15)

г) счета учета средств в сфере производства (20-29)

д) счета учета готовой продукции и товаров (41-45));

е) счета учета денежных средств и финансовых вложений (50, 51, 52, 55, 56, 57, 58,59);

ж) счета учета расчетов в части дебиторской задолженности (62, 71, 73, 75, 76, 79);

 

(1.2) Счета источников формирования хозяйственных средств делятся на:

 

1.2.1) счета учета собственных источников средств: 99, 84, 82, 83, 86

1.2.2) счета учета заемных источников средств:

счета для учета кредитов и займов (66, 67)

счета для учета расчетов в части кредиторской задолженности (60, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 79)

 

Экономическое содержание счета определяет его структуру. Структура счета — порядок записей ХО по Д и К счета, значение и содержание Д и К, остатка счета.

Счета б/у являются инструментом для получения информации об объектах и их движении. Поэтому важно знать не только какие объекты учитывать, но и каким образом используются счета для получения показателей, какую роль они играют в учетно-технологическом процессе. Эта классификация дает представление о том, каким образом используются счета для получения показателей, какую роль они играют в учетно-технологической функции, где они отражаются в балансе, для чего предназначен тот или иной счет (отвечает на вопрос КАК?). По назначению и структуре записи счета делятся на:

2.1) основные счета — к ним относятся все счета, на которых получают основные показатели о наличии средств и источников для отражения в балансе;

 

Основные счета делятся на:

2.1.1) инвентарные (01, 10,, 43, 41, 45) - активные счета, аналитический учет на них ведется по конкретным видам и наименованиям ТМЦ, достоверность остатков по ним подтверждается инвентаризацией;

2.1.3) денежные (50, 51, 52, 55, 56, 58) - активные счета, предназначенные для учета денежных средств, аналитический учет не ведется, по данным этих счетов можно судить о платежеспособности предприятия;

2.1.4) счета СК и приравненные к нему (фондовые) (80, 82, 83, 84, 86)- пассивные счета, служат для контроля за образованием и расходом средств фондов по целевому назначению. По кредиту отражается образование и увеличение фондов, а по дебету – их использование.

2.1.5) счета для учета расчетов предназначены для учета дебиторской и кредиторской задолженности, аналитические счета открываются на каждого дебитора или кредитора, при помощи этих счетов контролируется возникновение и погашение задолженности. Преимущественно дебиторская задолженность отражается на счетах 62;73. Преимущественно кредиторская задолженность отражается на счетах 60,66, 67, 68,69, 70.Одновременно и дебиторская и кредиторская задолженность отражается на счетах 71, 75, 76, 79.

 

2.2) регулирующие счета — играют дополнительную роль по отношению к отдельным основным счетам, их назначение—оперативно уточнить, скорректировать, отрегулировать результаты стоимостной оценки или измерения отдельных видов средств или источников не затрагивая записи и показатели основного счета. Каждый регулирующий счет открывается к определенному основному счету и может быть использован для корректировки только его показателей. Для получения нового уточненного показателя во всех случаях необходимо показатели основного счета объединить (суммировать, вычесть) с показателями регулирующего счета;

 

 

Регулирующие счета делятся на:

 

2.2.1) дополнительные — они по всем показателям (Од, Ок, сальдо) сохраняют признаки основного счета, для получения новых показателей их данные объединяют. Например, к активному счету 10 «Материалы» открывают дополнительный счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

2.2.2) контрарные — contro значит против, то есть эти счета по своим показателям противостоят основному счету. Например, к счету 01 «Основные средства» открывают контрарный счет 02 «Амортизация основных средств». Благодаря этому в любой момент можно определить остаточную стоимость имеющихся ОС путем вычитания из дебетового сальдо счета 01 кредитового сальдо счета 02.

 

2.3) операционные счета — используются для отражения чисто технических, вспомогательных учетных операций и делятся исходя из характера отражаемых на них учетных операций.

 

Операционные счета делятся на:

 

2.3.1) распределительные, которые в свою очередь делятся на:

а) собирательно-распределительные — служат для отражения таких затрат, которые имеют общий характер и не могут быть отнесены на конкретный объект, а подлежат распределению между учетными объектами. Они являются активными, эти счета закрываются ежемесячно. Например счета 25 и 26: по дебету этих счетов собираются затраты управленческого характера, которые затем распределяются между видами продукции и списываются на себестоимость продукции, сальдо эти счета не имеют.

б) бюджетно-распределительные или отчетно-распределительные — служат для равномерного распределения доходов и расходов между отчетными периодами. Они могут быть активными и пассивными. Примером активного счета является счет 97 «Расходы будущих периодов». По дебету счета 97 отражаются произведенные расходы, относящиеся к будущим периодам, а по кредиту они списываются равномерными долями на затраты отчетного периода в течение срока, к которому они относятся. Пассивным бюджетно-распределительным счетом является счет 98 «Доходы будущих периодов».

2.3.2) калькуляционные (08, 20, 23) — служат для определения себестоимости каких-либо объектов учета, если эта стоимость не может быть определена с помощью других приемов оценки. По дебету этих счетов отражаются произведенные затраты на производство продукции, работ, услуг (20, 23), возведение или приобретение внеоборотных активов (08). По кредиту отражается списание фактической себестоимости объектов. Остаток по калькуляционным счетам может быть только дебетовым и свидетельствует о наличии незавершенного производства.

2.3.3) сопоставляющие (Активно-пассивные — 90, 91, 92) — используются для определения результата от сопоставления измерения одного и того же объекта в разных стоимостных оценках, результат сопоставления списывается на результативный счет как обычная заключительная ХО, и счет закрывается, сальдо на нем не остается. Например, по дебету счета 90 «реализация» отражается себестоимость реализованной продукции и налоги из выручки, а по кредиту – сумма поступившей выручки. Сравнив обороты по дебету и кредиту, получим результат от реализации, который необходимо списать на финансово- результатный счет 99 «Прибыли и убытки».

2.3.4) финансово-результатные (счет 99). На нем отражается финансовый результат от всей деятельности организации. По кредиту отражается прибыль, а по дебету – убытки и налоги из прибыли. В результате на счете 99 выявляется чистая прибыль организации.

(4)

По отношению к балансу счета делятся на:

3.1) балансовые;

3.2) забалансовые.

 

Забалансовые счета предназначены для получения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на ответственном хранении. Они имеют трехзначный код (001-014).

Записи на забалансовых счетах осуществляются по простой системе (однократная запись) в натуральном и стоимостном выражении, то есть хозяйственная операция отражается только по дебету или по кредиту одного счета.

 

 

Учет процесса снабжения.

 

1)Учет процесса снабжения.

2)Понятие, состав, учет транспортно-заготовительных расходов.

(1)

Сущность процесса снабжения — в том, что предприятие за имеющиеся у него денежные средства приобретает для своей деятельности все необходимые производственные ресурсы и запасы. Между предприятием-поставщиком и покупателем заключаются договора поставки, в которых указываются все условия, связанные с куплей-продажей.

На предприятиях в бухгалтерии ведется синтетический учет ТМЦ, а в местах хранения ведется аналитический учет в количественно-суммовом выражении по каждому наименованию материалов в разрезе показателей счета (остаток, приход, расход), под постоянным контролем бухгалтерии. Суммовые показатели обобщаются по отдельным видам ТМЦ на синтетических счетах.

Для синтетического учета ТМЦ предназначен активный счет — 10. К нему открыты аналитические счета в виде карточек складского учета по местам хранения. Сальдо на этих счетах Дебетовое — показывает остатки на конец месяца, поступление отражается по Д счетов, а выбытие—по К. При учете ТМЦ на счете (#) 10 по фактической себестоимости их движение отражается следующим образом при поступлении ТМЦ:

1)Д10-К60—на покупную (учетную) стоимость ТМЦ;

2)Д18/1-К60—на сумму НДС по приобретенным ТМЦ;

3)Д10-К71—поступили ТМЦ от подотчетных лиц;

4)Д18/1-К71—на сумму НДС по приобретенным ТМЦ;

5)Д60-К51—оплачены ТМЦ по покупной стоимости с НДС;

6)Д18/2-18/1—на сумму НДС, относящуюся к оплаченным ТМЦ.

В течение месяца материалы со склада постоянно отпускаются в производство продукции и для других нужд предприятия. В каждом отдельном случае при отпуске материала составляется документ, где указываются: название материала, его количество, назначение и адрес. Документ поступает в бухгалтерию, где определяется стоимость отпущенных со склада материалов.

Но так как в течение месяца невозможно определить фактическую себестоимость отпущенных материалов из-за того, что существует много затрат по приобретению ТМЦ и они не всегда известны в момент отпуска материалов, то в учете применяются «твердые» цены — учетные, средние или плановые, которые указаны в номенклатуро-ценнике — справочнике учетных цен ТМЦ. В этом случае учетные цены могут не совпадать с покупными ценами, следовательно, будет иметь место отклонение в стоимости материалов по покупным и учетным ценам:

Покупная ст-ть ТМЦ = Учетная ст-ть ТМЦ ± отклонения учетной ст-ти от покупной

 

Списание ТМЦ на производство:

7) Д20-К10—на учетную стоимость израсходованных материалов в основном производстве;

8) Д23-К10—на учетную стоимость израсходованных материалов во вспомогательном производстве;

9) Д08-К10—на учетную стоимость израсходованных материалов на КВ.

Схема процесса снабжения 1

_______51_______ ________60_______ _______10_______ _______20_____

5 1 7

======è =======è =======è

_____76(70,71)_____

3

=======è

 

Схема процесса снабжения 2

______60_______ ________15_______ _______10_______ ______20______

1 3 5

=======è =======è =======è

___76 (70,71)___ _______16_______

2 4 6

=======è =======è =======è

 

(2)

Кроме оплаты самих ТМЦ предприятие-покупатель несет еще дополнительные расходы, связанные с их приобретением — транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). К ТЗР относятся расходы по доставке, погрузке-разгрузке, экспедированию, таможенные сборы и платежи и др.

Фактическая себестоимость приобретенных ТМЦ состоит из покупной стоимости и ТЗР.

 

Ф с/с материалов = Покупная стоимость (без НДС) + ТЗР

Ф с/с материалов = Счет 10+Счет 16

 

ТЗР и отклонения в стоимости материалов учитываются на счете 16. Сальдо на этом счете Дебетовое — показывает сумму ТЗР приходящуюся на остаток материалов на начало и конец месяца, ТЗР по поступившим за месяц материалам отражаются по Д счета, а по выбывшим—по К.

1)Д16-К60—расходы по доставке (счет транспортной организации);

2)Д18/1-К60—на сумму НДС по транспортным услугам;

3)Д16-К70—зарплата грузчикам, водителям предприятия;

4)Д16-К76/2, 69—начисления на зарплату;

5)Д16-К76—задолженность лицам, не работающим на предприятии, различным другим организациям по работам, связанным с приобретением ТМЦ;

8)Д16-К23—услуги собственного транспорта по доставке груза.

В связи с этим в течение месяца будет известна фактическая себестоимость только остатков на начало и поступивших ТМЦ. Фактическая себестоимость остатков на конец месяца и расходованных ТМЦ определяется расчетным путем исходя из равенства:

 

Сн + Од — Ок = Ск è Сн + Од = Ок + Ск

 

Для определения доли ТЗР, относящейся к израсходованным материалам с учетом остатков необходимо рассчитать процент ТЗР:

 

(Сн16+Од16) * 100

%ТЗР =

(Сн10+Од10)

 

Этот процент ТЗР имеет одинаковое отношение, как к приходной, так и к расходной части. Поэтому сумма ТЗР, относящаяся к израсходованным материалам определяется следующим образом:

 

%ТЗР *Ок10

∑ТЗР =

 

В конце месяца рассчитанная сумма ТЗР списывается по направлениям расхода материалов:

1) Д20-К16—в основное производство;

2) Д23-К16—во вспомогательное производство;

3) Д08-К16—на капитальные вложения.

 

В результате фактическая себестоимость израсходованных материалов определяется следующим образом:

Ф с/с материалов = Ок10*%ТЗР/100 + Ок10.

 

Аналогично определяется величина остатка по счету 10.

 

Кроме учетных цен существует на практике и другие способы оценки ТМЦ:

1) средневзвешенные цены;

2) FIFO;

3) LIFO.

Применение того или иного способа значительно влияет на величину стоимости израсходованных материалов и их остатков. Поэтому в течение года изменять метод оценки ТМЦ без достаточных оснований запрещается. Средневзвешенные цены рассчитываются как:

сумма (остаток и приход за месяц ТМЦi в количественном выражении * Ф с/с i)

сумма остатка и прихода за месяц ТМЦi в количественном выражении

Списание материалов и сумма остатка на конец месяца определяется по рассчитанной средней цене. Метод FIFO позволяет оценить остатки по ценам наиболее реальным (рыночным), но стоимость израсходованных материалов наоборот занижена по сравнению с рыночными ценами. Метод LIFO позволяет приблизить к рыночным ценам уже не остатки, а израсходованные материалы.

Показатели Количество Цена сумма средняя цена FIFO LIFO
Остаток на начало            
Поступление за месяц:            
1 партия            
2 партия            
3 партия            
Итого с остатком поступление   *   3250/500=6,5    
Израсходовано за месяц:   ? ? 2600=(6,5*400)    
Остаток на конец   ? ? 650=(6,5*100)    

FIFOè150*5+50*6+200*7=2450

LIFOè100*8+200*7+50*6+50*5=2750

 

 

Учет процесса производства

 

1)Учет процесса производства.

2)Понятие, состав, учет прямых затрат.

3)Понятие, состав, учет общепроизводственных расходов.

4)Понятие, состав, учет общехозяйственных расходов.

(1)

Предприятия создаются для производства какой-либо продукции, выполнения различных работ, оказания услуг. Различают несколько видов производств:

основное — вид деятельности, для которого создано предприятие;

вспомогательное — деятельность подразделений и цехов, продукция которых потребляется основным производством, но сами они в производстве не участвуют;

обслуживающие производства и хозяйства —ЖКХ, бытовое обслуживание, столовые, буфеты, ДДУ, культурно-просветительные, оздоровительные заведения и т.п.

Для осуществления производства предприятия используют средства производства — сырье, материалы, топливо, энергию, ОС, НМА и т.д. Использованные средства производства представляют собой затраты. Затраты подразделяются на экономически однородные виды — элементы затрат:

1)материальные затраты (МЗ) (—стоимость возвратных отходов);

2)оплата труда (ОТ);

3)отчисления на социальные нужды (ОСН);

4)А (амортизация);

5)прочие.

Эта группировка затрат позволяет ответить на вопрос: «какой вид средств истрачен на производство и на какую сумму».

Для калькуляции себестоимости продукции необходимо определить, на какие цели затрачены те или иные средства (элементы), с какой продукцией они связаны. Для этого затраты делят на основные и накладные. На основании этой классификации строится номенклатура калькуляционных статей затрат.

Основные —это расходы, непосредственно связанные с производством конкретной продукции (с, м, ЗП производственных рабочих, технологическое топливо, энергия, амортизация специальной оснастки и др.). Накладные —расходы по управлению (расходы по содержанию зданий и других объектов хозяйственного назначения, канцелярские расходы и др.) и обслуживанию производства (расходы по содержанию зданий и других объектов производственного назначения).

Существует еще один важнейший признак классификации затрат на производство — связь с отчетным периодом. По этому признаку затраты делят на: относящиеся к ОП и относящиеся к будущим ОП.

Затраты относящиеся не к ОП учитываются на счете 97 (расходы на периодическую печать будущего года, предоплату за аренду помещений и других средств, расходы по ремонту арендованных средств и др.). По Д97 учитываются все понесенные расходы, но относящиеся к будущим периодам. Они продолжают учитываться как дебетовое сальдо (но не более 5 лет), пока не наступит тот период, когда их можно будет включить в себестоимость: Д20, 25, 26-К 97.

В другом случае, когда расходы должны включаться в себестоимость в ОП, а реально произойдут в будущих ОП (оплата отпусков, ремонт ОС и др.). Такие расходы в б/у относят на ОП путем резервирования (т.е. создают резерв предстоящих расходов и платежей).

Создаваемый резерв накапливается и учитывается как источник средств в виде кредитового сальдо.

Схема процесса производства

_______02________ ___________20___________ _____10,28,84____

1 5

=====è =====è ========è

_______10________ _______40______

2 8

=====è ==========è

_______70________ ____25____

3 6

=====è ===è

______68, 69_______ ___26____

4 7

=====è ===è

 

(2)

Большая часть основных расходов может быть прямо отнесена на конкретные виды продукции — это прямые расходы (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, заработная плата рабочим за производство продукции).

Планом счетов для этих целей предназначены счета: 20, 23, 29 — активные, калькуляционные. По Д этих счетов в течение месяца собираются затраты по производству с кредита соответствующих счетов—02, 10, 70, 69, 76/2 и др. По К 20, 23, 29 эти затраты списываются в виде фактической с/с продукции, но после соответствующих калькуляционных расчетов. Часть этих затрат может списываться и на другие счета.

Для калькуляции себестоимости продукции произведенной продукции прежде всего необходимо собрать и отразить в системе счетов все затраты на ее производство.

Фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции определяется сначала на весь объем выпуска, затем на натуральную единицу измерения. Эти расчеты называются калькуляцией.

Часть затрат может относиться к НЗП, другая—к готовой продукции (ГП).

Если производится не один вид продукции, а несколько, то эти затраты необходимо не только собирать, но и распределять между отдельными видами продукции.

После того как в Д20 списаны все расходы (прямые и косвенные) можно приступать к калькулированию себестоимости продукции.

Для этого подсчитывают суммы Од 20, затем путем инвентаризации или другими способами определяют наличие и стоимость НЗП на конец месяца.

Оценку НЗП производят по методике, установленной для отдельных отраслей (по фактической себестоимости, стоимости прямых и других затрат, занимающих наибольший удельный вес).

Если в отдельных отраслях НЗП незначительно, то им можно пренебречь (ТЭЦ, транспортные услуги). Стоимость НЗП на конец месяца будет отражаться на счете 20 как сальдо по Д., а в начале следующего месяца оно будет в первую очередь превращено в ГП, следовательно его стоимость необходимо добавить к затратам за месяц.

Отсюда следует, что фактическая себестоимость (ФСС) выпущенной продукции будет равна:

 

ФСС = НЗПн + Зм — НЗПк

 

Приведенная формула расчета ФСС является простой. В действительности часть продукции может быть признана окончательным браком (Б), стоимость которого также надо списать со счета20:

Д28-К20;

или на склады из производства могут возвращаться отходы материалов (Ом):

Д10-К20;

при инвентаризации может быть обнаружена недостача (Нп), которая списывается следующим образом:

Д94-К20.

 

Тогда формула определения ФСС принимает вид:

 

ФСС = НЗПн + Зм — НЗПк — Б — Ом — Нп

 

На эту сумму составляется запись: Д43-К20.

 

На счете 43 по Д отражается сумма ФСС поступившей ГП и ее остатки на конец месяца, а по К—отпуск, отгрузка ГП со складов по ФСС.

На предприятиях производят обычно несколько видов продукции, поэтому к счету 20 открывают аналитические счета для каждого вида продукции со своими кодами и учет ведется не только синтетический, но параллельно и аналитический по каждому виду продукции по тем же правилам, что и на счете 20. Форма аналитического счета:

 

КАРТОЧКА АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА №

За 20г.

счет 20 Продукция: изделие «А»

Фактический выпуск: 200 шт.

Калькуляционные статьи НЗПн Зм НЗПк Списания (Б, Ом и пр.) ФСС выпуска
Всего Единицы
А            
  + + - - = (5):200
1) материалы           55,00
2) заработная плата       -   17,00
3) отчисления на социальные нужды       -   5,50
4) ОПР       -   77,50
5) ОХР       -   31,00
6) прочие производственные расходы - - - - - -
Итого по счету:           186,00

Для сверки аналитического и синтетического учета затрат на производство необходимо составить ведомость по аналитическим счетам к счету 2







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.