Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Анализ действующей системы мотивации на примере АО «Сбербанк России».





История развития сберегательного банка

В Астраханской области

Сберегательный банк Рос­сии, история которого насчи­тывает уже полтора века, пред­ставляет собой уникальное для нашей страны, да, пожа­луй, и для мировой практики образование. Эта уникаль­ность определяется целой со­вокупностью факторов, на не­которых из которых необходи­мо остановиться особо.

История сберегательного дела в Астраханской области насчитывает более 140 лет. В 1860 году на счету сберегательной кассы было 110 тыс. руб. 94 коп.

Сохранился "Процентный счет капиталам вкладчиков обращающимся в Астраханском Приказе Общественного Призрения, Сберегательной Кассы на 1861 год на сумму 187714 рублей 26 коп, составил - 4569 рублей 89 копеек

В 1866 году была открыта Полого-Займищенская сберкасса, а в 1868 году – Капустиноярская.

Учреждение сберкасс первоначально было возложено на городское общественное управление, с 1864 года сберкассы перешли в ведение Государственного банка.

Ревизия сберегательной кассы № 56 при Астраханском отделении Государственного банка подтвердила наличие на 1 августа 1900 года 8337 вкладчиков с остатком вкладов на сумму 2 424 300 рублей 31 коп и по трем приписанных к ней почтово-телеграфных кассам - 7727 вкладчиков с остатком вклада на сумму 1 104 519 рублей 74 коп. Процентных бумаг, принадлежащих вкладчикам, ко дню ревизии оказалось на хранении:

- 4-х процентной Государственной ренты – 587 листов на номинальную сумму 110500 рублей;

- 3 – ½ процентных закладных листов Государственного Дворянского Земельного Банка – 88 листов на номинальную сумму 15400 рублей;

- 4-х процентных свидетельств Крестьянского Земельного банка – 30 листов на номинальную сумму 3800 рублей, а всего 705 листов на сумму 129700 рублей;

- Бланков книжек к 29 июля оказалось на лицо: сиреневых- 604, красных – 487, зеленых – 521, а всего 1760 штук.

К 1914 году в Астраханской губернии сберегательные кассы Государственного банка имелись при: отделении Госбанка, Таможне, Казначействе, Почтовой конторе, 1 и 2-м Почтово-телеграфном отделении, Приказном винном складе, а также в уездах: Красном Яру, Енотаевске и Черном Яру.

К этому же периоду в Астраханской губернии функционировали: 21 волостной и сельский банк, 36 ссудо-сберегательных касс, 31 ссудо-сберегательных Товариществ, 44 кредитных Товариществ и 7 вспомогательных касс. (см. фото.)

13 июля 1911 года был утвержден Устав Астраханского Союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ на основе Высочайшего утвержденного 9 июля 1911 года Положения совета министров.

Правление Астраханского Союза кредитных и ссудо-сберегательных Товариществ находилось на Скаржинке (ул. Р. Люксембург, бывшая Никольская) в здании Астрахангского народного банка с 1918 года, там же располагалась Инспекция мелкого кредита и центральная сберкасса.

Ссудо-сберегательные кассы держали свои счета в центральных кассах. К финансовым учреждениям, занимающимися операциями по сбережению средств и представлению кредита, относятся так называемые ссудно-сберегательные Товарищества и кредитные Товарищества, которые возникли в Астраханской губернии в 1876 году.

4 апреля 1918 года Совнарком Астраханского края принял Постановление о ликвидации частных банков, каждый из них становился городским отделом Астраханского отделения народного банка, а 12 апреля 1919 года был опубликован Декрет о слиянии сберегательных касс с Народным банком. Самостоятельные сберкассы реорганизуются в отделения Народного банка

На основании ст. 6 Декрета Совнаркома от 26 октября 1918 года признаются общеполезными и демократическими органами только ссудосберегательные кассы рабочих и служащих.

Процесс слияния сберкасс происходил с определенными издержками, имеются документы, говорящие о противозаконных действиях местных исполкомов в сберкассах. И только 26 декабря 1923 года учреждаются Государственные сберегательные кассы. Приказ об организации ГТСК в Астрахань поступил от 2 января 1923 года.

В Астраханской губернии процесс организации сберкасс прошел достаточно оперативно, анализ контрольных цифр по развитию народного хозяйства Астраханской губернии в области народного сбережения свидетельствует, что на период 1922-1924 гг. у городского населения в сберкассах хранилось 13 тысяч рублей, причем процесс организации сберкасс захватил и уезды: - протокол заседания президиума Енотаевского исполкома от 16 сентября 1924 г. за № 6153, гласил об учреждении сберкассы при уездном финотделе и о проведении агитации о значении создания подобных сберкасс.

Таблица1.

Рост вкладов в городских кассах.

Период Сумма вкладов
1922 – 1924 гг. 13 тыс. руб.
1924 – 1925 гг. 59,9 тыс. руб.
1925 – 1926 гг. 232,34 тыс. руб.
1926 – 1927 гг. 300 тыс. руб.

 

Тем не менее, в докладе директора Астраханской центральной сберкассой Бурдина (от 21 декабря 1926 года) о состоянии сберегательного дела в Астраханской губернии было отмечено, что развитие сберегательного дела в губернии за период 1925 – 1926 гг. не соответствует общему развитию хозяйства в губернии, недостает общей работы и внимания со стороны общественных и профсоюзных организаций, необходимо усилить популяризацию сбердела, шире информировать население о значении организации трудовых государственных сберкасс, обратить особое внимание на организации сберкасс на промыслах, вовлекать в дело сбережения и сезонных рабочих.

С целью наиболее полно популяризировать среди трудящегося населения саму идею накопления сотрудники Астраханского горфонотдела вступили вкладчиками в сберкассы, создав таким образом прецедент и "ядро сберегателей" из служащих и обратились с аналогичным призывом ко всем коллегам.

Вопросы функционирования сберкасс неоднократно поднимались на заседаниях Губисполкома, в 1927 году был проведен Всесоюзный двухнедельник сбережения. В этот же период была создана Комиссия при райисполкомах по организации и проведения компании по сберегательному делу.

В марте 1933 года на заседании губисполкома был заслушан вопрос о реорганизации сети сберкасс города, районов и управления ими. С докладом выступили заведующий горсберкассой Котиков и заведующий горфинотделом Бамутов. План реорганизации сети сберкасс города и реорганизации управления сберкассами по Астраханскому межрайону был признан правильным. На основании решения президиума Крайисполкома было признано необходимым организовать Астраханское межрайонное Управление ГТСК и ГК с возложением на последнего полного руководства всей системой сберкасс на территории Астраханского межрайона. На территории г. Астрахани организовать пять районных отделений сберкасс с самостоятельным балансом и законченным счетоводством, подчинив последним всю сеть сберкасс города по их территориальному расположению. Планировалось в 1933 году сеть сберкасс в городе довести с 112 до 145 единиц и по районам со 118 до 137 единиц. Обязывалось тт. Багмутову и Котикову, а в районах зав. Райсберкассами и Райфо реорганизацию сети сберкасс и Межрайонного Управления ГТСК и ГК закончить к 1 мая, командировать для этой цели лучшие силы города. Определялся и финплан на 1933 год в сумме 13371868 руб. 30 коп., план доходов – в 784968 руб. 30 коп, план расходов – в 779997 рублей. Принимая во внимание, что сеть сберкасс при почтовых предприятиях в удельном весе сберкасс составляет 20%, а результаты неудовлетворительны, Президиум Горсовета возложил ответственность за выполнение заданий на начальника почты Теплова.

Начиная с 1938 года в архивах области имеется состав руководителей областного звена системы Сберегательного банка:

- Павельев Василий Андреевич - с июля 1938 по март 1948 года;

- Шубин Николай Федорович - с марта 1948 по февраль 1951 года;

- Аксенов Иван Петрович - с марта 1951 по апрель 1959 года;

- Шубин Евгений Федорович- с апреля 1959 по июнь 1980 года;

- Домнин Владимир Сергеевич- с июня 1980 по декабрь 1994 года;

- Кобзарев Вячеслав Семенович- с января 1994 по июнь 2001 года;

- Нарыкин Алексей Иванович– с июля 2001года по май 2003 года.

- Порох Александр Олегович – с июня 2003 год по февраль 2004 года – исполняющий обязанности управляющего, а с февраля 2004 года по настоящее время – управляющий отделением № 8625 СБ РФ.

В соответствии с Письмом Государственной штатной комиссии при СНК СССР от 28 мая 1944 года за номером 8-261 было создано Управление Гострудсберкасс и Госкредита Астраханской области, в соответствии с Уставом ГТСК и ГК на областное управление возлагалась организация в области сберегательного дела, размещение государственных займов, руководство подотчетными сберегательными кассами, контроль за их деятельностью.

Областное управление состояло из 4-х отделов: оперативный, ревизионный, бухгалтерский и отдел кадров.

Таблица2

Основные показатели развития сберегательного дела в Астраханской

области.

           
Число сберкасс: в том числе: в городе на селе          
Число вкладов (тыс. руб.): в том числе: в городе на селе          
Сумм вкладов (млн. руб.): в том числе: в городе на селе 64,9 44,1 20,8 - - - 151,9 102,6 49,3 166,2 112,1 54,0 196,2 75,2
Средний размер вклада на душу населения (руб.): в том числе: в городе на селе          

Много времени отводилось учебе кадров как в самом областном управлении, так и при Астраханском учетно-кредитном техникуме Госбанка (см. фото.).

За 1971 – 1981 гг. безналичные поступления денежных доходов населения во вклады увеличился в 6,8 раз. Успешнее всего развивались перечисления во вклады сумм от сдачи сельхозпродукции. В 1995 году в области проведена реорганизация сети банка, в результате чего его сеть стала состоять из 10 отделений и 189 филиалов.

Остаток вкладов на 01.01.96 года составил244,8 млрд. рублей.

В 1995 году получили дальнейшее развитие вкладные (депозитные) операции, операции по обслуживанию юридических лиц – резидентов и нерезидентов, кредитование в инвалюте. К работе с валютой были привлечены все ОСБ и 49 филиалов Банка

Таблица3

Основные показатели развития сберегательного дела Астраханской области.

             
Число сберкасс: в том числе: в городе на селе            
Число счетов (тыс. шт.): в том числе: в городе на селе рабочих служащих колхозников прочие         275,4 230,1 77,3  
Остаток вкладов (млн. руб.): в том числе: в городе на селе рабочих служащих колхозников прочие 308,4 224,3 84,1 110,8 44,6 46,6 391,7 286,7 104,9 147,1 130,3 53,4 55,4 493,9 367,9 136,0 190,2 163,5 68,3 72,0 745,5 549,6 195,9 318,1 250,3 887,2 338,8 501,4 137,3 149,2 21959,7 17890,3 4069,4  
Средний размер вклада (руб.): в том числе: в городе на селе рабочих служащих колхозников прочие            
Средний размер вклада на душу населения (руб.): в том числе: в городе на селе            

 

Объем сформированных инвалютных ресурсов на 01.01.96 г. увеличился в 10,4 раза, в том числе по остаткам на счетах граждан рост составил в 8,7 раз по отношению к предыдущему году.

Уникаль­ность Сберегательного банка определяется целой со­вокупностью факторов, на не­которых из которых необходи­мо остановиться особо.

Во-первых, это огромное число клиентов, отдавших предпочтение услугам нашего банка. Среди них как физичес­кие лица (количество их счетов превышает 226 млн.), так и юридические лица: предприя­тия и организации, сделавшие свой выбор в пользу Сбербан­ка России. В учреждениях Бан­ка имеется более 400 тыс. сче­тов предприятий и организа­ций.

Сбербанк России обладает самой многочисленной и раз­ветвленной структурой подраз­делений, в числе которых тер­риториальные управления (76 - только на территории Рос­сии); отделения, входящие в состав территориальных уп­равлений (порядка 3000); фи­лиалы (более 30 000). Отделе­ния и филиалы Сбербанка ох­ватывают все уголки страны, где количество клиентов, по понятиям коммерческих бан­ков, незначительно. Так сложи­лось исторически и продикто­вано необходимостью выпол­нять специализированные го­сударственные (ныне - феде­ральные) программы по пред­ставлению банковских услуг широким слоям населения. Еще одной отличительной чер­той Сбербанка является то, что все требования по количеству и качеству оказываемых услуг, а также по безопасности, пред­ставлению отчетности и орга­низации работы практически одинаковы - как для отделений с 10 тысячами, так и с милли­оном клиентов.

Структура Сберегательного банка(рис.7).

Совет банка – выступает высшим органом управления в промежутке между собраниями акционеров, членом которого может быть любой акционер или его представитель, имеющий акции банка на сумму не менее 3 млн. рублей. Члены Совета избираются на два года, но могут переизбираться неограниченно число раз. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из членов Совета избирается президент банка. На которого возлагается руководство исполнительным органом банка - Советом директоров

 

Общее собрание акционеров
Совет банка
Совет директоров банка
Центральный аппарат банка Управление делами - Управление бухгалтерского учета и отчетности - Управление вкладов - Контрольно-ревизионное управление - Управление кредитования - Управление по работе с персоналом - Управление ценных бумаг - Юридическое управление - Экономическое управление - Операционное управление - Коммерческое управление - Дирекция по управлению государственным долгом - Управление валютных операций - Управление развития материально-технической базы - Управление международных связей - Управление по эксплуатации зданий, сооружений и хозяйственно-транспортного обслуживания
Территориальные банки
Филиалы
Агентства

 


Рис.7. Структура Сберегательного Банка[21].

Совет директоров утверждается Советом банка по представлению президента банка. Он состоит из первого вице-президента, еще четырех вице-президентов и пятнадцати членов. Совет директоров руководит всей деятельностью банка в период между собраниями акционеров и заседаниями Совета банка.

Президент Сберегательного банка осуществляет руководство деятельностью Совета директоров, распределяет обязанности между своими заместителями и прочими директорами и степень ответственности за состоянием дел на порученных им направлениях. Президент вправе без доверенности осуществлять действия от имени банка.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общее собрание избирает ревизионную комиссию – обязательно из числа акционеров, причем в ее состав не могут быть избраны члены Совета банка или Совета директоров. Ревизионная комиссия осуществляет проверку по поручению общего собрания, по собственной инициативе или по требованию акционеров, в совокупности владеющих 1/10 акций. Если возникла серьезная угроза интересам банка, ревизионная комиссия обязана потребовать созыва чрезвычайного общего собрания акционеров.

Ключевую роль в системе сбербанка играет основное первичное звено – отделение, которое непосредственно занимается предоставлением услуг клиентам и проведением банковских операций, разрешенных Уставом. В функции центрального аппарата, непосредственно обслуживающего работу Совета банка и Совета директоров входят: определении стратегии банка в новых условиях; координация деятельности региональных банков; взаимодействие с органами государственной власти и управления, Цетробанком России, банками зарубежных стран и другими банками.

Таблица4

Структура учреждений сбербанка Астраханской области.

Наименование районов № ОСБ Кол-во филиалов (в т.ч. агентств) Кол-во лиц. сч. физ. лиц. Кол-во лиц. сч юр. лиц.(руб.)
Астраханское ОСБ     651 818  
Трусовский     181 528  
Ахтубинский     123 567  
Енотаевский     80 779  
Икрянинскнй     64 858  
Камызякский     74 684  
Красноярский     101 759  
Лиманскнй     52 944  
Харабалинский     65 156  
Знаменский     59 717  
Всего по области     1 456 810 8 632

Общая сеть учреждений Сбербанка по состоянию на 1 января 1995 года насчитывала 79 региональных банков, 2349 отделений, 30 665 филиалов и 4 079 агентств

Аст­раханс­кое отделение Сбербанка Рос­сии является са­мым крупным бан­ком в области, кото­рый насчитывает 9 отделений и 152 филиа­ла, входящих в состав отделе­ний с сотнями ты­сяч счетов физических лиц и несколькими тысячами счетов предприятий и органи­зацией. Понятно, что без автоматизированной обработ­ки операций по счетам клиен­тов на базе современной вы­числительной техники, про­граммных средств и систем связи работа банка была бы просто невозможна.

В любой цивилизованной стране услуги банка для чело­века не менее важны, чем ус­луги врача или юриста, а бан­ковская система исполняет роль "кровеносной" в экономи­ке государства. Перестройка принесла с собой полное пере­рождение, а точнее, рождение отечественной банковской структуры. На ниве инфляции расцвели и приумножились

коммерческие банки, будоража процентными став­ками воображение малоимущего доверчивого россиянина. Основными функция­ми новоиспеченных уч­реждений были рас­четно-кассовое обслуживание и кредитование юридических лиц. Автоматизация бухгалтер­ского учета в банках и положи­ла начало рынку отечествен­ных банковских программных продуктов (ПП); самыми попу­лярными в то время были сис­темы типа "Операционный день банка" и "Учет кредитов". Задачей их было составление отчетной документации и в первую очередь бухгалтерско­го баланса как результата веде­ния синтетического и аналити­ческого учета. Исходная ин­формация передавалась про­водками, вводимыми в систе­му на основе первичных банковских документов. В сово­купности с модулями "Расчет­но-кассовое обслуживание" и "Управление корреспондентс­кими счетами" они составляли ядро автоматизированной бан­ковской системы (АБС), даль­нейшее расширение и наращи­вание которой сопровождало освоение банками новых сфер зарабатывания денег. Наблюдающийся в настоя­щее время интеграционный процесс приводит к укрупне­нию банков, созданию много­филиальных, многопрофиль­ных структур, в связи с чем, все более важной становится со­здание распределенных ин­формационных структур, а так­же комплексная автоматизация всех сфер деятельности банка, консолидация данных по его подразделениям для анализа и управления ими. Обострение конкурентной борьбы на рын­ке банковских услуг и сохране­ния интересов клиентуры к дальнейшему сотрудничеству с Астраханским отделением Сбербанка были отражены в принятой Правлением банка Концепции развития Астраханского отделения Сбербанка России, которая в частности предусматривает создание централизованной системы управления отделени­ями и филиалами с проведени­ем расчетов в режиме реально­го времени. Еще несколько лет назад практическое воплощение это­го подхода к работе в регионах воспринималось банковским сообществом как утопия. Зат­раты на создание подобной си­стемы казались настолько нео­бозримыми, что даже не об­суждались. Между тем, имен­но такая технология, положе­на в основу программы разви­тия банка.

Каждое отделение и филиал предлагает стандартный для всего банка набор услуг. Все расчеты проводятся цен­трализованно в момент совер­шения операции, что дает кли­ентам возможность действи­тельно оперативно обслужи­ваться в любом городском от­делении банка, независимо от места открытия счета. В даль­нейшем, по мере объединения программно-аппаратных комп­лексов других отделений бан­ка в единую информационную систему, обслуживание клиен­тов банка станет возможным в любом отделении банка неза­висимо от места открытия сче­та. Приехав, например, из Ахтубинска или Лимана в г. Аст­рахань они могут проводить платежи или зачисление средств на вклады в любом го­родском отделении. Банк же получает несомненные пре­имущества в управлении ре­сурсами. Централизованная архитектура системы имеет целый ряд преимуществ: сис­тема более гибка, настраивае­ма и безопасна.

Современный многофили­альный банк должен обладать надежными системами теле­коммуникаций. Телекоммуни­кации - те же дороги, а дороги в России, как известно еще со слов историка Карамзина, одна из двух труднопреодолимых бед. Руководство Астраханско­го отделения Сбербанка России все­гда уделяло особое внимание средствам связи и нужно отме­тить, что проблемы связи ре­шались банком вполне успеш­но. Все отделения банка соеди­нены прямыми каналами свя­зи с центральным узлом ком­пьютерной связи Управления банка, который в свою очередь соединен по спутниковым ка­налам связи с Главным расчет­ным центром Сбербанка России. Это позволило банку иметь не только внутренний клиринг платежных докумен­тов (клиринг - безналичные расчеты между компаниями, предприятиями и странами за поставленные и проданные товары и услуги), но и осуществ­лять межрегиональные плате­жи в любой населенный пункт страны, где есть учреждения Сбербанка России, не прибегая к услугам расчетно-кассовых центров Центрального банка. Клиринговая система расчетов поддерживается программно-аппаратным комплексом "Эскорд", который позволяет в те­чение 2-3 часов перевести деньги клиента на банковский счет своего контрагента.

Девиз банка - "Банк суще­ствует для клиента" - застав­ляет искать нетрадиционные формы обслуживания клиен­тов, используя современные достижения на рынке банков­ских технологий. В перспек­тивных планах банка создание филиалов самообслуживания. Филиал самообслуживания - это не только банкомат по вы­даче денег. В таком филиале будут предоставляться пользо­вателям услуги, например, по выбору схемы кредитования, страхования имущества, опе­раций по счетам, т.е. те же ус­луги и в том же объеме, что и в обычном филиале. Типовое оборудование таких филиалов - это банкоматы, депозитарные машины, валют обменные ав­томаты, информационные уст­ройства. Да, такие филиалы еще не стали привычным укра­шением Сбербанка.

2.2Анализ основных показателей деятельности АО ЗАО «Сбербанк России».

Таблица5

Основные показатели деятельности АО ЗАО «Сбербанк России»

Показатель       Темпы роста, %
09/08 10/09
Активы, млн.руб. 492,9 673,6 710,5 1.37 1.13
Кредиты клиентам, млн.руб. 392,2 507,8 486,4 1.3 0.96
Средства клиентов, млн.руб. 387,8 479,5 543,9 1.24 1.13
Операционные доходы, млн.руб. 35,3 45,0 64,8 1.27 1.44
Совокупные расходы, млн.руб., в т.ч.: 19,8 25,4 30,6 1.28 1.2
- оплата труда 12,8   20,3 1.25 1.27
- расходы на рекламу   3,8 3,5 1.27 0.92
- налоги   2,1 2,9 1.05 1.38
- аренда   1,5 1.7, 1.5 1.13
- коммунальные платежи 0,5   1,2   1.2
- прочие расходы 0,5        
Количество работников, тыс. чел. 5,572 5,614 5,627 1.007 1.002
Средняя заработная плата, руб.       1.06 1.15
Прибыль, тыс.руб. 321,1 452,8 508,9 1.41 1.12
Рентабельность, % 22,5 14.1 7,8 0.63 0.55

Как видно из таблицы, банковская деятельность является достаточно рентабельной, самое нижнее значение показателя рентабельности за 3 года составляет 7,8 на конец 2010 года.

Так же следует отметить, что средняя заработная плата сотрудника увеличивается с каждым годом. В условиях рыночной экономики это говорит о том что данная организация может позволить увеличение заработной платы.

Мы знаем, что «Сбербанк России»- это успешно развивающаяся организация. Приведенные показатели в таблице о выданных кредитах и операционных доходах ежегодно увеличиваются, следовательно клиентов, привлеченных банком, с каждым годом становится все больше.

Еще одним главным показателем является численность персонала. Из таблицы видно, что текучести в данной организации нет. Так как Сбербанк активно занимается поиском новых сотрудников и проблемы в поиске потенциального работника не существует.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.