|
Глава 2. Анализ действующей системы мотивации на примере АО «Сбербанк России».Стр 1 из 2Следующая ⇒ История развития сберегательного банка В Астраханской области Сберегательный банк России, история которого насчитывает уже полтора века, представляет собой уникальное для нашей страны, да, пожалуй, и для мировой практики образование. Эта уникальность определяется целой совокупностью факторов, на некоторых из которых необходимо остановиться особо. История сберегательного дела в Астраханской области насчитывает более 140 лет. В 1860 году на счету сберегательной кассы было 110 тыс. руб. 94 коп. Сохранился "Процентный счет капиталам вкладчиков обращающимся в Астраханском Приказе Общественного Призрения, Сберегательной Кассы на 1861 год на сумму 187714 рублей 26 коп, составил - 4569 рублей 89 копеек В 1866 году была открыта Полого-Займищенская сберкасса, а в 1868 году – Капустиноярская. Учреждение сберкасс первоначально было возложено на городское общественное управление, с 1864 года сберкассы перешли в ведение Государственного банка. Ревизия сберегательной кассы № 56 при Астраханском отделении Государственного банка подтвердила наличие на 1 августа 1900 года 8337 вкладчиков с остатком вкладов на сумму 2 424 300 рублей 31 коп и по трем приписанных к ней почтово-телеграфных кассам - 7727 вкладчиков с остатком вклада на сумму 1 104 519 рублей 74 коп. Процентных бумаг, принадлежащих вкладчикам, ко дню ревизии оказалось на хранении: - 4-х процентной Государственной ренты – 587 листов на номинальную сумму 110500 рублей; - 3 – ½ процентных закладных листов Государственного Дворянского Земельного Банка – 88 листов на номинальную сумму 15400 рублей; - 4-х процентных свидетельств Крестьянского Земельного банка – 30 листов на номинальную сумму 3800 рублей, а всего 705 листов на сумму 129700 рублей; - Бланков книжек к 29 июля оказалось на лицо: сиреневых- 604, красных – 487, зеленых – 521, а всего 1760 штук. К 1914 году в Астраханской губернии сберегательные кассы Государственного банка имелись при: отделении Госбанка, Таможне, Казначействе, Почтовой конторе, 1 и 2-м Почтово-телеграфном отделении, Приказном винном складе, а также в уездах: Красном Яру, Енотаевске и Черном Яру. К этому же периоду в Астраханской губернии функционировали: 21 волостной и сельский банк, 36 ссудо-сберегательных касс, 31 ссудо-сберегательных Товариществ, 44 кредитных Товариществ и 7 вспомогательных касс. (см. фото.) 13 июля 1911 года был утвержден Устав Астраханского Союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ на основе Высочайшего утвержденного 9 июля 1911 года Положения совета министров. Правление Астраханского Союза кредитных и ссудо-сберегательных Товариществ находилось на Скаржинке (ул. Р. Люксембург, бывшая Никольская) в здании Астрахангского народного банка с 1918 года, там же располагалась Инспекция мелкого кредита и центральная сберкасса. Ссудо-сберегательные кассы держали свои счета в центральных кассах. К финансовым учреждениям, занимающимися операциями по сбережению средств и представлению кредита, относятся так называемые ссудно-сберегательные Товарищества и кредитные Товарищества, которые возникли в Астраханской губернии в 1876 году. 4 апреля 1918 года Совнарком Астраханского края принял Постановление о ликвидации частных банков, каждый из них становился городским отделом Астраханского отделения народного банка, а 12 апреля 1919 года был опубликован Декрет о слиянии сберегательных касс с Народным банком. Самостоятельные сберкассы реорганизуются в отделения Народного банка На основании ст. 6 Декрета Совнаркома от 26 октября 1918 года признаются общеполезными и демократическими органами только ссудосберегательные кассы рабочих и служащих. Процесс слияния сберкасс происходил с определенными издержками, имеются документы, говорящие о противозаконных действиях местных исполкомов в сберкассах. И только 26 декабря 1923 года учреждаются Государственные сберегательные кассы. Приказ об организации ГТСК в Астрахань поступил от 2 января 1923 года. В Астраханской губернии процесс организации сберкасс прошел достаточно оперативно, анализ контрольных цифр по развитию народного хозяйства Астраханской губернии в области народного сбережения свидетельствует, что на период 1922-1924 гг. у городского населения в сберкассах хранилось 13 тысяч рублей, причем процесс организации сберкасс захватил и уезды: - протокол заседания президиума Енотаевского исполкома от 16 сентября 1924 г. за № 6153, гласил об учреждении сберкассы при уездном финотделе и о проведении агитации о значении создания подобных сберкасс. Таблица1. Рост вкладов в городских кассах.
Тем не менее, в докладе директора Астраханской центральной сберкассой Бурдина (от 21 декабря 1926 года) о состоянии сберегательного дела в Астраханской губернии было отмечено, что развитие сберегательного дела в губернии за период 1925 – 1926 гг. не соответствует общему развитию хозяйства в губернии, недостает общей работы и внимания со стороны общественных и профсоюзных организаций, необходимо усилить популяризацию сбердела, шире информировать население о значении организации трудовых государственных сберкасс, обратить особое внимание на организации сберкасс на промыслах, вовлекать в дело сбережения и сезонных рабочих. С целью наиболее полно популяризировать среди трудящегося населения саму идею накопления сотрудники Астраханского горфонотдела вступили вкладчиками в сберкассы, создав таким образом прецедент и "ядро сберегателей" из служащих и обратились с аналогичным призывом ко всем коллегам. Вопросы функционирования сберкасс неоднократно поднимались на заседаниях Губисполкома, в 1927 году был проведен Всесоюзный двухнедельник сбережения. В этот же период была создана Комиссия при райисполкомах по организации и проведения компании по сберегательному делу. В марте 1933 года на заседании губисполкома был заслушан вопрос о реорганизации сети сберкасс города, районов и управления ими. С докладом выступили заведующий горсберкассой Котиков и заведующий горфинотделом Бамутов. План реорганизации сети сберкасс города и реорганизации управления сберкассами по Астраханскому межрайону был признан правильным. На основании решения президиума Крайисполкома было признано необходимым организовать Астраханское межрайонное Управление ГТСК и ГК с возложением на последнего полного руководства всей системой сберкасс на территории Астраханского межрайона. На территории г. Астрахани организовать пять районных отделений сберкасс с самостоятельным балансом и законченным счетоводством, подчинив последним всю сеть сберкасс города по их территориальному расположению. Планировалось в 1933 году сеть сберкасс в городе довести с 112 до 145 единиц и по районам со 118 до 137 единиц. Обязывалось тт. Багмутову и Котикову, а в районах зав. Райсберкассами и Райфо реорганизацию сети сберкасс и Межрайонного Управления ГТСК и ГК закончить к 1 мая, командировать для этой цели лучшие силы города. Определялся и финплан на 1933 год в сумме 13371868 руб. 30 коп., план доходов – в 784968 руб. 30 коп, план расходов – в 779997 рублей. Принимая во внимание, что сеть сберкасс при почтовых предприятиях в удельном весе сберкасс составляет 20%, а результаты неудовлетворительны, Президиум Горсовета возложил ответственность за выполнение заданий на начальника почты Теплова. Начиная с 1938 года в архивах области имеется состав руководителей областного звена системы Сберегательного банка: - Павельев Василий Андреевич - с июля 1938 по март 1948 года; - Шубин Николай Федорович - с марта 1948 по февраль 1951 года; - Аксенов Иван Петрович - с марта 1951 по апрель 1959 года; - Шубин Евгений Федорович- с апреля 1959 по июнь 1980 года; - Домнин Владимир Сергеевич- с июня 1980 по декабрь 1994 года; - Кобзарев Вячеслав Семенович- с января 1994 по июнь 2001 года; - Нарыкин Алексей Иванович– с июля 2001года по май 2003 года. - Порох Александр Олегович – с июня 2003 год по февраль 2004 года – исполняющий обязанности управляющего, а с февраля 2004 года по настоящее время – управляющий отделением № 8625 СБ РФ. В соответствии с Письмом Государственной штатной комиссии при СНК СССР от 28 мая 1944 года за номером 8-261 было создано Управление Гострудсберкасс и Госкредита Астраханской области, в соответствии с Уставом ГТСК и ГК на областное управление возлагалась организация в области сберегательного дела, размещение государственных займов, руководство подотчетными сберегательными кассами, контроль за их деятельностью. Областное управление состояло из 4-х отделов: оперативный, ревизионный, бухгалтерский и отдел кадров. Таблица2 Основные показатели развития сберегательного дела в Астраханской области.
Много времени отводилось учебе кадров как в самом областном управлении, так и при Астраханском учетно-кредитном техникуме Госбанка (см. фото.). За 1971 – 1981 гг. безналичные поступления денежных доходов населения во вклады увеличился в 6,8 раз. Успешнее всего развивались перечисления во вклады сумм от сдачи сельхозпродукции. В 1995 году в области проведена реорганизация сети банка, в результате чего его сеть стала состоять из 10 отделений и 189 филиалов. Остаток вкладов на 01.01.96 года составил244,8 млрд. рублей. В 1995 году получили дальнейшее развитие вкладные (депозитные) операции, операции по обслуживанию юридических лиц – резидентов и нерезидентов, кредитование в инвалюте. К работе с валютой были привлечены все ОСБ и 49 филиалов Банка Таблица3 Основные показатели развития сберегательного дела Астраханской области.
Объем сформированных инвалютных ресурсов на 01.01.96 г. увеличился в 10,4 раза, в том числе по остаткам на счетах граждан рост составил в 8,7 раз по отношению к предыдущему году. Уникальность Сберегательного банка определяется целой совокупностью факторов, на некоторых из которых необходимо остановиться особо. Во-первых, это огромное число клиентов, отдавших предпочтение услугам нашего банка. Среди них как физические лица (количество их счетов превышает 226 млн.), так и юридические лица: предприятия и организации, сделавшие свой выбор в пользу Сбербанка России. В учреждениях Банка имеется более 400 тыс. счетов предприятий и организаций. Сбербанк России обладает самой многочисленной и разветвленной структурой подразделений, в числе которых территориальные управления (76 - только на территории России); отделения, входящие в состав территориальных управлений (порядка 3000); филиалы (более 30 000). Отделения и филиалы Сбербанка охватывают все уголки страны, где количество клиентов, по понятиям коммерческих банков, незначительно. Так сложилось исторически и продиктовано необходимостью выполнять специализированные государственные (ныне - федеральные) программы по представлению банковских услуг широким слоям населения. Еще одной отличительной чертой Сбербанка является то, что все требования по количеству и качеству оказываемых услуг, а также по безопасности, представлению отчетности и организации работы практически одинаковы - как для отделений с 10 тысячами, так и с миллионом клиентов. Структура Сберегательного банка(рис.7). Совет банка – выступает высшим органом управления в промежутке между собраниями акционеров, членом которого может быть любой акционер или его представитель, имеющий акции банка на сумму не менее 3 млн. рублей. Члены Совета избираются на два года, но могут переизбираться неограниченно число раз. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из членов Совета избирается президент банка. На которого возлагается руководство исполнительным органом банка - Советом директоров
Рис.7. Структура Сберегательного Банка[21]. Совет директоров утверждается Советом банка по представлению президента банка. Он состоит из первого вице-президента, еще четырех вице-президентов и пятнадцати членов. Совет директоров руководит всей деятельностью банка в период между собраниями акционеров и заседаниями Совета банка. Президент Сберегательного банка осуществляет руководство деятельностью Совета директоров, распределяет обязанности между своими заместителями и прочими директорами и степень ответственности за состоянием дел на порученных им направлениях. Президент вправе без доверенности осуществлять действия от имени банка. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общее собрание избирает ревизионную комиссию – обязательно из числа акционеров, причем в ее состав не могут быть избраны члены Совета банка или Совета директоров. Ревизионная комиссия осуществляет проверку по поручению общего собрания, по собственной инициативе или по требованию акционеров, в совокупности владеющих 1/10 акций. Если возникла серьезная угроза интересам банка, ревизионная комиссия обязана потребовать созыва чрезвычайного общего собрания акционеров. Ключевую роль в системе сбербанка играет основное первичное звено – отделение, которое непосредственно занимается предоставлением услуг клиентам и проведением банковских операций, разрешенных Уставом. В функции центрального аппарата, непосредственно обслуживающего работу Совета банка и Совета директоров входят: определении стратегии банка в новых условиях; координация деятельности региональных банков; взаимодействие с органами государственной власти и управления, Цетробанком России, банками зарубежных стран и другими банками. Таблица4 Структура учреждений сбербанка Астраханской области.
Общая сеть учреждений Сбербанка по состоянию на 1 января 1995 года насчитывала 79 региональных банков, 2349 отделений, 30 665 филиалов и 4 079 агентств Астраханское отделение Сбербанка России является самым крупным банком в области, который насчитывает 9 отделений и 152 филиала, входящих в состав отделений с сотнями тысяч счетов физических лиц и несколькими тысячами счетов предприятий и организацией. Понятно, что без автоматизированной обработки операций по счетам клиентов на базе современной вычислительной техники, программных средств и систем связи работа банка была бы просто невозможна. В любой цивилизованной стране услуги банка для человека не менее важны, чем услуги врача или юриста, а банковская система исполняет роль "кровеносной" в экономике государства. Перестройка принесла с собой полное перерождение, а точнее, рождение отечественной банковской структуры. На ниве инфляции расцвели и приумножились коммерческие банки, будоража процентными ставками воображение малоимущего доверчивого россиянина. Основными функциями новоиспеченных учреждений были расчетно-кассовое обслуживание и кредитование юридических лиц. Автоматизация бухгалтерского учета в банках и положила начало рынку отечественных банковских программных продуктов (ПП); самыми популярными в то время были системы типа "Операционный день банка" и "Учет кредитов". Задачей их было составление отчетной документации и в первую очередь бухгалтерского баланса как результата ведения синтетического и аналитического учета. Исходная информация передавалась проводками, вводимыми в систему на основе первичных банковских документов. В совокупности с модулями "Расчетно-кассовое обслуживание" и "Управление корреспондентскими счетами" они составляли ядро автоматизированной банковской системы (АБС), дальнейшее расширение и наращивание которой сопровождало освоение банками новых сфер зарабатывания денег. Наблюдающийся в настоящее время интеграционный процесс приводит к укрупнению банков, созданию многофилиальных, многопрофильных структур, в связи с чем, все более важной становится создание распределенных информационных структур, а также комплексная автоматизация всех сфер деятельности банка, консолидация данных по его подразделениям для анализа и управления ими. Обострение конкурентной борьбы на рынке банковских услуг и сохранения интересов клиентуры к дальнейшему сотрудничеству с Астраханским отделением Сбербанка были отражены в принятой Правлением банка Концепции развития Астраханского отделения Сбербанка России, которая в частности предусматривает создание централизованной системы управления отделениями и филиалами с проведением расчетов в режиме реального времени. Еще несколько лет назад практическое воплощение этого подхода к работе в регионах воспринималось банковским сообществом как утопия. Затраты на создание подобной системы казались настолько необозримыми, что даже не обсуждались. Между тем, именно такая технология, положена в основу программы развития банка. Каждое отделение и филиал предлагает стандартный для всего банка набор услуг. Все расчеты проводятся централизованно в момент совершения операции, что дает клиентам возможность действительно оперативно обслуживаться в любом городском отделении банка, независимо от места открытия счета. В дальнейшем, по мере объединения программно-аппаратных комплексов других отделений банка в единую информационную систему, обслуживание клиентов банка станет возможным в любом отделении банка независимо от места открытия счета. Приехав, например, из Ахтубинска или Лимана в г. Астрахань они могут проводить платежи или зачисление средств на вклады в любом городском отделении. Банк же получает несомненные преимущества в управлении ресурсами. Централизованная архитектура системы имеет целый ряд преимуществ: система более гибка, настраиваема и безопасна. Современный многофилиальный банк должен обладать надежными системами телекоммуникаций. Телекоммуникации - те же дороги, а дороги в России, как известно еще со слов историка Карамзина, одна из двух труднопреодолимых бед. Руководство Астраханского отделения Сбербанка России всегда уделяло особое внимание средствам связи и нужно отметить, что проблемы связи решались банком вполне успешно. Все отделения банка соединены прямыми каналами связи с центральным узлом компьютерной связи Управления банка, который в свою очередь соединен по спутниковым каналам связи с Главным расчетным центром Сбербанка России. Это позволило банку иметь не только внутренний клиринг платежных документов (клиринг - безналичные расчеты между компаниями, предприятиями и странами за поставленные и проданные товары и услуги), но и осуществлять межрегиональные платежи в любой населенный пункт страны, где есть учреждения Сбербанка России, не прибегая к услугам расчетно-кассовых центров Центрального банка. Клиринговая система расчетов поддерживается программно-аппаратным комплексом "Эскорд", который позволяет в течение 2-3 часов перевести деньги клиента на банковский счет своего контрагента. Девиз банка - "Банк существует для клиента" - заставляет искать нетрадиционные формы обслуживания клиентов, используя современные достижения на рынке банковских технологий. В перспективных планах банка создание филиалов самообслуживания. Филиал самообслуживания - это не только банкомат по выдаче денег. В таком филиале будут предоставляться пользователям услуги, например, по выбору схемы кредитования, страхования имущества, операций по счетам, т.е. те же услуги и в том же объеме, что и в обычном филиале. Типовое оборудование таких филиалов - это банкоматы, депозитарные машины, валют обменные автоматы, информационные устройства. Да, такие филиалы еще не стали привычным украшением Сбербанка. 2.2Анализ основных показателей деятельности АО ЗАО «Сбербанк России». Таблица5 Основные показатели деятельности АО ЗАО «Сбербанк России»
Как видно из таблицы, банковская деятельность является достаточно рентабельной, самое нижнее значение показателя рентабельности за 3 года составляет 7,8 на конец 2010 года. Так же следует отметить, что средняя заработная плата сотрудника увеличивается с каждым годом. В условиях рыночной экономики это говорит о том что данная организация может позволить увеличение заработной платы. Мы знаем, что «Сбербанк России»- это успешно развивающаяся организация. Приведенные показатели в таблице о выданных кредитах и операционных доходах ежегодно увеличиваются, следовательно клиентов, привлеченных банком, с каждым годом становится все больше. Еще одним главным показателем является численность персонала. Из таблицы видно, что текучести в данной организации нет. Так как Сбербанк активно занимается поиском новых сотрудников и проблемы в поиске потенциального работника не существует.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|