|
Искусство Греции: греческая архаика
Этапы истории греческого искусства: 1. Гомеровская Греция (11-8 вв. до н.э.) 2. Архаика (7-6 вв. до н.э.) 3. Классика (ранняя, высокая, поздняя)(5-4 вв. до н.э.) 4. Эллинистический (конец 4-1 вв. до н.э.)
ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ (11—8 вв. до н. э.) Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время. Греческое общество гомеровского периода сохраняло еще родовой строй, хотя уже создавались условия для развития имущественного неравенства и рабства. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги. Архитектура и изобразительное искусство не достигли тогда высоты художественного совершенства эпической поэзии. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утонченный динамичный образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию древних греков. Существовала примитивной греческой скульптуры культового назначения - грубо обработанные идолы из дерева или камня. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости. С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. На вазах преобладал геометрический орнамент. Разнообразные формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта. Поясной орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность - дипилонские вазы (культовое назначение); кроме геометрического орнамента, в их декорировке встречаются растительные орнаменты. Важное место занимает мотив плетенки-меандра (применялась и в дальнейшем).
АРХАИКА (7—6 вв. до н. э.) Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, формируются греческие города-государства. Развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета.
Архитектура. Рост городов вызывает расширение строительства. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания - храм, посвященный богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Храм воплощал идею единства, величия города-государства, его незыблемость. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток, к утреннему солнцу. Греческий храм посвящался богу — покровителю города, но носил общественный, земной, человеческий характер, развитие греческой религии шло ко все большему очеловечению ее образов. Простейшим и древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма» был рассчитан на восприятие с одного фасада. Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) — храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Он торжественно строг и прост. Основные элементы храма просты и органично связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глинобитными стенами. Отсюда идут: двускатная крыша, балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы. В результате длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. В более узком смысле ордер — порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия), система, при которой различаются несущие и несомые части — колонны и антаблемент. В эпоху архаики греческий ордер сложился: в двух вариантах — дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере — женскими (кариатидами). Дорический храм имел массивное каменное основание — стереобат, который обычно состоял из трех ступеней. Верхняя ступень и вся поверхность стереобата называется стилобатом и служит как бы постаментом для храма. В плане — это прямоугольник. На нем размещался собственно храм. Храм со всех сторон окружен колоннадой, которая поддерживала и торжественно несла на себе тяжесть перекрытия верхней части здания (опорные балки и карниз). Над перекрытием, поднималась кровля из черепицы или мраморных плиток. Важнейшей частью Ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака - невысокая плита, принимающая давление антаблемента. Антаблемент складывается из архитрава (балки, которая лежит на колоннах и несет всю тяжесть перекрытия), фриза и карниза. Антаблемент завершается карнизом. Треугольники под двускатной крышей на переднем и заднем фасадах — фронтоны, а также метопы, коньки и углы крыш украшались скульптурами.
Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован. Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер — коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента — листьев аканфа. Система греческих ордеров и ее элементы нашли широкое применение в дальнейшем не только в архитектуре античного мира, но и в эпоху Возрождения, в сооружениях барокко и классицизма. Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гармоничными, пропорциональными. (Дорический храм Аполлона в Коринфе, ионический храм Артемиды в Эфесе). Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из известняка, раскрашивались, в основном красной и синей красками. Это придавало более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.
Скульптура. Скульптура архаики развивалась сложными путями. Вплоть до сер. 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое (статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос). Высшим достижением греческой скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов — куросов. Образ куроса - сильного мужественного героя - был порожден в Греции развитием гражданского самосознания человека. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина - свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. И хотя так же, как в древневосточной скульптуре, шаги даны еще условно (обе ступни приставлены к земле), в статуях куросов ощутима скрытая действенная сила. К сер. 6 в. до н. э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный храктер. И все же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности. Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками.
Вазопись. Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремесел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, предназначались для различных вещей; большие амфоры с узким горлышком и двумя ручками для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. В период архаики наибольшее распространение получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались черным лаком и хорошо выделялись на красноватом фоне обожженной глины. Иногда для достижения большей выразительности по черным силуэтам процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|