|
Глава 1. МОНАШЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИСтр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление
Глава 1. МОНАШЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИ.. 3 Предисловие. 3 Краткая история. 8 Виды монашеской жизни: отшельничество, общежитие. 10 Выдающиеся подвижники русского монашества. 14 Старчество. 19 Глава 2. ХРИСТИАНКА.. 22 Глава 3. НАД ПРОПАСТЬЮ... 36 Глава 4. МОЛИТВА.. 42 Молитвенное правило. 44 Цель правила. 44 Чин правила. 45 Опасность сокращения правила. 46 Искушения на молитве. 48 Борьба с механической вычиткой. 48 Божий гнев на небрежных к молитве. 49 Доброе дело и молитва. 50 Примеры истинной молитвы.. 50
Архимандрит Тихон Агриков (в схиме Пантелеймон) был одним из наиболее известных старцев Троице-Сергиевой Лавры, оставивших заметный след в её истории. Его труды пришлись на застойное время советской власти. Фронтовик, преподаватель Московской Духовной академии, отец Тихон стал живым свидетельством правоты слов апостола Павла: «...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). В своей жизни он перенес жестокие испытания и гонения. Однако, его дела и слова помогают и в наше нелегкое, скудное добродетелями время найти верные ориентиры, укрепить наши колеблющиеся души божественной любовью, которой в своей жизни столь щедро делился кроткий и смиренный старец. Многочисленных паломников, которые притекали к нему со всей России, привлекали не обыкновенная простота и проникновенность его слова. Он скончался во время всенощного бдения, когда поют великое славословие. Его последними словами были: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Он принимал исповедь до глубокой ночи, а точнее до самого утра. Он говорил: «Духовная жизнь всегда была трудна, а в наше время особенно. Если человек убежит ото льва, нападет на него медведица. Убежит от медведицы, наскочит на него тигр. Спасаясь от тигра, он бросится в яму— там ужалит его змий. Вот как трудно спасаться чадам Божиим в наше лукавое время». Почил о. Тихон 15 ноября 2000 года в Благовещенском храме в подмосковном поселении Тайнинском. Последние годы старец прожил в глубоком затворе, мало кто знал, где он находится. Но после его ухода остались замечательные умные книги, с которыми следует знакомиться уже потому, что по прочтении их многое в нашей повседневности становится понятным.
Глава 1. МОНАШЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Предисловие
Статья «Монашество в Русской Церкви» была написана по благословению митрополита Никодима еще в 1963 году. А сейчас мне хочется в предисловии коснуться этого вопроса не в исторической перспективе, а в приложении к настоящей жизни. Ведь вот спрашивают теперь, что такое монашество? Мы говорим: отречение себя от суетного мира, от удовольствий мирских и обречение себя на служение Богу и людям, добровольные лишения и поношения ради Христа и Его Святого Евангелия. — Ну, хорошо, — говорят снова совопросники, — а можно ли жить теперь по- монашески, да и какой смысл всей этой затеи, кому нужно это отречение монашеское? Смысл, конечно, в монашестве есть, и очень большой смысл. Ведь тысячи людей, и довольно-таки неплохих людей, как говорит нам история монашества, шли этим путем, проверили его собственным опытом и нашли, что монашество — прямо путь на Небо. А что касается вопроса, можно ли жить теперь по-монашески и много ли найдется таких «фанатиков», чтобы отречься от удовольствий мира сего и искать чего-то высшего, небесного — отвечаем: с Господом и теперь можно жить по-монашески. И как это ни трудно, однако, возможно. А для того, чтобы убедиться в реальности вопроса, достаточно поехать в один из наших отечественных монастырей, мужской или женский, и посмотреть, как молодые иноки и инокини трудятся с раннего утра и до поздней ночи в пастырских общинах: служат в храме, поют, читают на клиросе, несут самые трудные послушания на кухне монастырской, просфорне, прачечной, хлебной, моют полы, убирают территорию, обрабатывают землю, помогают на полях колхозникам и прочие, прочие дела делают они. И все это делают не ради плоти или славы какой, а исключительно ради Бога и спасения души. Ведь вот в этом-то и состоит особое чудо наших дней, что монашество, как таковое, люди мира сего «похоронили» давно уже, а оно еще живет и даже сияет своей свежестью и юностью. Конечно, в своем количественном отношении теперь меньше монахов, чем их было раньше, но от этого дело не теряет своей ценности. Раньше было и много монахов, но они жили, как паны, в достатке, славе, уважении, а теперь их меньше — во всеобщем осмеянии. Святые отцы учат, что в последние времена, если верующих людей будет гораздо меньше, но это «малое стадо» нравственно и духовно будет стоять выше пред Богом, если не по многочисленности добрых дел, то по терпению и сохранению веры в Бога. Так вот и монашество: один, но добрый, искренне верующий инок сделает теперь больше, нежели сто «теплохладных». Вот посмотрите на эту большую поляну «серых» цветов. Они так пестреют и утомляют взор ваш. Но среди всех этих горе-цветов возвышается одинокая прекрасная роза. Разве не привлечет она к себе ваш восхищенный взор? Разве не удивитесь вы ее мужеству и необыкновенной красоте? Так и потянет вас поближе к этой дивной розе, а то тайно в душе и позавидуете ей. Но как мало людей теперь говорят о монашестве! Хотя весьма многие и критикуют этих людей. И не только критикуют, но и стараются полить их помоями, да как можно погуще, погрязнее. А они все продолжают жить, цвести, благоухать. Только теперь, в XX веке, монашество приняло иные формы своего существования. Один почтенный и высокой жизни схиархимандрит (ныне уже покойный) говорил, что теперь монашество стало сокровенное, то есть рассеянное по всему миру и живущее среди мира. И таких монахов и монахинь гораздо больше, чем живущих в монастырях. И даже если они не принимают никаких монашеских обетов, а только решили жить в целомудрии, и чистоте, и верности Богу они тоже иноки в своем роде, и их подвиг значительно даже труднее и сложнее, чем тех, кто живет в обители. Для утешения вот именно этих «мирских монахов», работающих на предприятиях, заводах, в организациях, совхозах, колхозах, и хочется еще раз сказать, что основной их подвиг — терпение. «Претерпевый же до конца, той спасен будет», — сказал Господь наш Иисус Христос (Мр. 13,13). Чего же им терпеть? Да все: и шум городской жизни, и шум семейных неурядиц, и шум собственных душевных страстей. Неприятности на службе, в дороге, среди своих, чужих, даже в храме, святой обители и прочее. Как об этом святой Апостол говорит: «Беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лежбратии: в труде и подвиге, во бдениих множицею, во алчбе, жажди,...в зиме и наготе» (2 Кор. 11, 26-27). И вот здесь-то бывает, по словам сына Сираха, «горе сердцам боязливым, расслабленным» (ср. Сир 2, 12), и требуется уже самое большое терпение и всецелая надежда на помощь Божию. Мне здесь вспоминаются еще слова пророка Моисея, который отбирал десятки лучших воинов против несметного количества измаильтян, говоря: «Боязливый на брань не выходит». Но если мы по природе бываем такими слабодушными, немощными, трусливыми, что о своей вере в Бога боимся открыто сказать: «Верующий, и все тут», — просить надо, чтобы Господь укрепил и дал разум, как спастись среди соблазна жизни. Конечно, об этом легче написать, что вот, мол, так надо в жизни поступать, а попробуй-ка жить сам в такой обстановке — вот это другое дело. Многие говорят, что теперь нет чуда нигде. А если поразмыслить, посмотреть повнимательнее, то выходит, что монахи и вообще христиане теперь разве не чудо? Они, как муравьи на своих кучках, трудятся, копаются, все чего-то снуют, бегут. А развали эту кучку — они расползутся по всему лесу и везде будут трудиться с ранней зари до поздней ночи, а придя в свою конуру, еще будут молиться, пока на молитве, на поклонах не заснут. Вот совсем недавно писали в периодической печати, как одна страна (будто Индия) закупила у Австралии несколько тонн муравейников. И вот эти муравейники искали по лесам, вывозили на грузовых машинах и отправляли в Индию. Зачем это? Для чего им муравейники понадобились? Оказывается, муравьи — замечательные «санитары» леса. Они уничтожают червей и всяких вредных насекомых в лесу. Они очищают леса от всякой нечистоты и заразы. Когда их привезли в индийские леса, то все ожило, посвежело, обновилось, как весной. А где лес остался без муравейников, он скоро был заражен червями и всякой заразой и погиб. Так или иначе, но о монашестве теперь очень трудно писать, а еще труднее жить по- монашески в современных условиях жизни и быта. И как уже надо держаться тем, которых Господь призвал на это великое ангельское звание. Держаться всеми возможными силами. Держаться, чтобы не сорваться с высоты спасительной башни монашества. И тем более, чтобы враг спасения не столкнул с этой высоты в пропасть болотной жизни. Один молодой иеродиакон видел как бы наяву следующее: перед взором его расстилалась темная, страшная ночь. В своей жизни он таких ночей не видал. Буйный ветер, даже вихрь ужасной силы рвал воздух. Свист и вой будто многих голосов голодных зверей сливались в общий невообразимый хаос. Молодой инок стоял на какой-то высокой-высокой скале, которая шаталась от сильных ударов бури. Он знал, что один миг — и, оторвавшись от скалы, он камнем полетит в темную пропасть. Но он судорожно держался за уступ утеса и со страхом думал, что если он сорвется? Вдруг неожиданный порыв сильного ветра так мощно рванул его, что в глазах забегали огоньки, и он, потерян самообладание, разжал руки... дальше он не помнит, что произошло с ним. Он очнулся над бездной, темной адской бездной, у которой, видимо, не было дна. Он летел. Мантия образовала как бы крылья и, раздувшись, держала его над бездной, а потоки ветра несли его вперед. Сколько времени продолжался этот страшный полет над мрачной бездной, монах не знал. Только когда он по долгом времени почувствовал под ногами почву, услышал через вой ветра голос: — Мантия спасла тебя от верной гибели, храни ее, как великую святыню. О, какое великое счастье — сохранить мантию неоскверненной, непорочной! Сохранить ее, как одежду Царицы Небесной, как будущую нашу одежду, которой мы будем облечены в Царстве Небесном. Один умерший инок по прошествии сорока дней пришел в келию своего брата (он подвизался в Троице-Сергиевой Лавре), то на нем блистало нечто невыразимо светлое. — Пора, брат, вставай на братский молебен, — сказал пришедший. И когда хозяин, подавляя страх, собрался и они вышли из келии и пошли к Троицкому собору, то он с изумлением заметил, что явившийся не шел, как обычно ходят люди, а скользил, будто летел, а мантия его... что это была за мантия? Будто крылья Херувима. А чистота ее! А сияние! Брат не выдержал и спросил: — Что это у тебя за одежда такая? — Мантия монашеская, — ответил умерший, — у нас там такие носят. Подойдя к Троицкому собору, явившийся сказал: — Прости, брат, мне надо идти. — А на братский? — Нет! Мне домой. Поклонившись, он повернул к Смоленской церкви — он там был похоронен (где ныне похоронен и митрополит Николай). Брат остановился и все смотрел ему вслед. А мантия, мантия... так и сияла на нем, как светлое облако, как частичка солнца, как звезда в ночном небе (Троицкие письма). Слезы, жгучие слезы катятся по щекам! Как мы не бережем свою монашескую мантию! Как пятнаем ее грязными грехами, нечистой блудной порочностью. А ведь есть и другого вида мантия! Есть такие мантии, которых не приведи Бог и видеть. Он сидел на каком-то призрачном престоле. Вид его вызывал отвращение. Гордая осанка, надменные манеры, благостная пошлость и буйное пламя в очах — все было гнусно, омерзительно. На нем была мантия пурпурно-огненного цвета. От этой мантии (и от всего его самого) исходило невыразимое адское зловоние. На мантии видны были какие-то грязные пятна, слизь, сгустки нечистоты — и все это ужасно пахло, воняло, как из помойной ямы. — Это начальник блудного мытарства, — был голос Феодоре, — как много душ, безбедно прошедшие прочие мытарства, бывают здесь уловляемы и низвергаемы в пропасти ада (из жития святых). Да, есть вот и такая мантия. И кто их только носит? И на всем свете нет несчастнее человека, как тот, у кого мантия — ангельская одежда — становится мантией бесовской — такой грязной, запачканной, такой нечистой и тяжелой от грехов, что камнем влечет человека на дно адово. Вот оно монашество какое. Мантия может стать огненными крыльями херувима, уносящими душу на Небо, и может стать жерновом тяжким, ниспровергающим душу в глубины преисподней. И сколько причин к унынию у современных монахов. Сколько страха и отчаяния охватывает их душу, когда они видят свою жизнь, видят, что живут далеко не по- монашески. Когда находят, что и в малой доле не делают того, что должны делать. И если сказать еще больше, то выходит у иных, что они по принятии монашества не только не сделались лучше, чище, терпеливее, молитвеннее, любовнее, милостивее — совсем наоборот: раздражительнее, невоздержаннее, тщеславнее, горделивее, гневливее, рассеяннее, недружелюбнее, ленивее, похотливее, боязливее, трусливее, неблагодарнее... Вот смотришь: и стал человек на краю пропасти отчаяния. Стоит и смотрит в адские очи этого мрачного дракона. — Лучше не жить, чем так жить, — шепчет он безсознательно. Нет! Стой, ради Бога, стой, мой друг, обожди чуть-чуть. Сначала, прошу тебя, отойди подальше от края пропасти, а потом послушай, что скажу тебе: — Когда ты принимал мантию, у тебя было доброе желание — жить по Божии? — Да. — Когда ты давал обеты, ты говорил: «Ей, Богу споспешествующу», — ты надеялся на всемогущую помощь Божию? — Да. — А теперь вот, когда жизнь тебя скрутила, воспользовавшись твоим нерадением, ты находишь, что для тебя все потеряно? — Да. — Нет, мой бедный труженик греха, дай мне лучше свою руку, и пойдем на то место, где мы с тобой пламенно давали свои обеты, там ждет нас Христос! Там Ангелы — невидимые свидетели наших обещаний, там святые Божии люди, — они все ждут нас. Стыдно явиться нам туда, очень страшно. Но нет, не судить они будут нас. Час суда еще не настал. А сострадать. Даже не укорять, а сожалеть (см. Лк 15, 12-25). Принесите лучшую одежду и оденьте его, — слышится кроткий голос Спасителя (Лк. 15, 22). Видишь, мой милый друг, как меняются суровые лики Ангелов, как они с радостью спешат исполнить приказание Владыки. Да, единственный путь, когда жизнь наша и дела наши злые умножаются, — спешить ввергнуть себя не в бездну мрачного, безпросветного, гибельного отчаяния, а в неизмеримую бездну милосердия Божия. И в ледяном нераскаянии не говори, что нет тебе покаяния, а сгорая от жара стыда и слез любви к Спасителю, говори: — Отче, согрешил я пред Тобою и теперь недостоин назваться сыном Твоим. Этот огненно-слезный путь возвращения к Богу — для всех простых христиан, монашествующих, священников, архиереев — всех грешников земли. Да, трудно сохранить теперь монашество незапятнанным. Но если уж Господь призвал тебя на это звание, иди, как можешь, но только вперед. Тебя грехи тянут вспять, в пропасть отчаяния? Сделай усилие, ухватись за эту былинку (подруга, мать духовная), потерпи, стеная о помощи. Вот Он идет к тебе — Христос, Пастырь добрый. Он изранил Свои руки и ноги колючками терновника. Он давно ищет тебя — заблудшую овцу. Отдайся Ему, как дитя повинное, как агнец заблудший. И стон твоей души будет плачем покаяния. Он нежно возьмет тебя на свои израненные плечи и... принесет во двор овчий. Нет, совсем невозможно выразить словами хоть сколько-нибудь близко этот великий процесс — принятие грешника Христом в Свои объятия. Это какая-то глубина, бездна милосердия Божия. Это тайна, неизмеримая тайна любви Бога к грешному человеку. Это то, о чем трудно и очень трудно не только говорить, но даже писать, мыслить, думать, а только молчать, только плакать в молчании, только трепетно благоговеть и удивляться, как много, безмерно много возлюбил нас Бог. «Сердце рвется сказать, ум недоумевает, как сказать, слезы не дают сказать, как нас много любит Господь» (Старец Силуан, в проповеди митр. Антония). Вот этим я и закончу вступление к статье «Монашество в Русской Церкви». А дальше уже будет само изложение о монашестве, как оно исторически развивалось в нашей Русской Церкви, какие оно дало плоды не только духовно-церковные, но и культурно-просветительные для всего народа русского в целом, и не только русского народа. Церковь Христова — многонациональная, мировая семья, она зовет к себе все народы. Спаситель сказал апостолам и всем пастырям: Шедше убо научите вся языки (Мф. 28, 19). Потом читатель увидит светлые образы монашеской жизни: святых Антония, Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других отцов и матерей, просиявших в земле Русской; посмотрит, как они трудились, подвизались на этой грешной земле, сравнит с собой, спросит себя: а как я живу, как я подвизаюсь, что же я доброго и спасительного делаю? Почитает о старчестве, о полном послушании, о Иисусовой молитве о том, как нам много, много надо терпеть, много надо каяться, много и очень много плакать о грехах своих. И пусть те, кто не монах, то есть не принимал мантию, пусть они не оправдывают себя, что мы, мол, монашество не принимали, с нас спрос другой, и нам нечего читать о монашестве. Надо прочесть и не монахам. Польза для души будет и для них, и польза очень большая.
Краткая история
Более семи столетий монашество уже существовало в Восточной Церкви, когда Русская земля озарилась светом Христовой веры. С первого появления своего в пустынях египетских монашество успело уже оказать великие услуги Церкви. Оно образовало сонмы подвижников христианства, которые показали на себе живые примеры самых высоких христианских добродетелей. В обителях иноческих воспитались многие великие иерархи Церкви, ревностные проповедники правды, мужественные защитники Православия против еретиков. Русь в X веке, принявши веру Христову от Церкви Восточной, приняла вместе с верою и иночество. Из Греции пришли в Русь первые иноки и правила жизни и дух иночества. Оно, собственно, не образовало какого-либо нового ордена, подобного орденам монашеским на Западе, приспособленным более к временным обстоятельствам и интересам Церкви. Это было то же восточное монашество, только пересаженное на холодную почву севера. Не отрекаясь от служения Церкви и спасения ближних, оно ставило своей целью не мирские заботы и не житейские интересы, но при отречении от всего земного, искало исключительно одного духовного и достижения небесного. Мы удивляемся необыкновенному самоотвержению древних пустынников, подвизавшихся в Египте, Палестине на Афоне, но это же самое самоотвержение проявилось и в русском иночестве. Непрестанная молитва, строгий пост, изнурительные телесные труды, безмолвие, постоянная борьба со страстями и духом злобы — вот в чем проходила многотрудная и тяжелая монашеская жизнь. Таким образом, первые иноки на Руси явились с первыми семенами христианства. Митрополит Иларион говорит, что вслед за крещением в Киеве почти сразу стали появляться и монастыри (Слова Илариона в прибавлении к творчеству святых отцов 1844-73 гг.). Впрочем, хотя монашество появилось довольно рано на Руси, но до нас дошло известие о его существовании с момента явления преподобного Антония, который является истинным основателем русского монашества. «Много пастырей, — пишет летописец, — поставлено от князей, от бояр, но не таковы они, каковы поставленные слезами, лощением и молитвой. Преподобный Антоний не имел ни золота, ни серебра, но стяжал слезами и постом» (Синопсис Киевск. Л. 42). Таким образом, историю русского монашества следует начинать с преподобного Антония, который пришел с Афона в Киев и здесь основал Печерский монастырь в начале XI века. Но, излагая краткую историю русского монашества, считаю нужным отметить, что история русского монашества не есть история монастырей. История монашества отличается от всякой другой истории. Она должна представлять не внешнюю историю событий, изменяющих судьбы человеческого рода, но, главным образом, внутреннюю жизнь души, подвиги самоотвержения, совершаемые в уединенной пустыни и тихой келии. Поэтому задача настоящей статьи заключается в том, чтобы представить, главным образом, внутреннюю сущность русских иноков, их пламенное стремление к подвигу, к соединению с Богом в условиях монашеской жизни. Киевский Печерский монастырь был первым монастырем в русском монашестве. Отсюда монашество стало распространяться и по другим местам Руси: на Волыни, Галиции, Полоцке, Смоленске, Новгороде, области Ростовской и т.д. Время с XI по XII вв. было временем самым цветущим в древнем периоде Русской Церкви. В XIII в. основание новых монастырей принадлежит уже более князьям, нежели подвижникам. Жизнь иноческая заметно стала слабеть не столько числом иноков, сколько качеством их жизни. Трудно определить, что было причиной упадка: внутренние ли смуты России, или приближение обителей к городам и селениям, или, наоборот, — мирских селений к иноческим обителям. В XIII веке буря монгольского нашествия ниспровергла множество обителей, рассеяла иноков и инокинь, и монашеская жизнь заметно угасла. Но вот на севере Руси возник новый оплот монашества — обитель преподобного Сергия. Это было в середине XIV века. Преподобный Сергий Радонежский невдалеке от Москвы, в глуши лесов, основал свою обитель. Под его руководством воспитались многие подвижники, которые потом по всем концам России основали новые монастыри и внесли в них новый дух иночества. Подражая во всем своему великому учителю преподобному Сергию, они строили обители вдали от селений, в глубине непроходимых лесов, избегая житейской суеты и мирского шума. Таким образом, время появления преподобного Сергия и его Троицкой обители можно считать началом нового периода в истории русского монашества. Конечно, правила иночества остаются те же, но монашество делается более совершенным, духовным, приближаясь к первоначальной строгости и чистоте. Оно приобретает большее значение и в жизни русского народа. Монашество, основанное преподобным Сергием, воплотило в себе первоначальные идеалы древних иноков. Святая жизнь отшельников, их духовная мудрость, приобретенная многолетним опытом, руководила многих ко спасению. Силой благодати Божией они возносились к высоте христианского совершенства, превозмогая слабости человеческого естества, были подобны Ангелам во плоти. Они добровольно подвергали себя всем лишениям: нищете, алчбе, носили жесткие худые власяницы, тяжелые цепи. Лишая себя необходимого, они охотно питали нищих и нуждающихся словом, забывал о себе, они шли навстречу горю человеческому, помогая людям молитвой, всем, чем только могли. В дальнейшем монашество от Троицкой Сергиевой обители распространилось на Москву, ее окрестности, где учениками преподобного Сергия было построено много монастырей: вологодские земли украсились многими обителями, в Костромских и Ростовских краях возникло много монастырей, Белозерские монастыри и т.д. Таким образом, со второй половины XIV в. иноческая жизнь быстро расцветает в северо-восточной Руси. Церковные историки справедливо утверждают, что преподобный Сергий был тем на севере, чем в XI веке на юге был преподобный Антоний Печерский. Следует отметить, что обитель преподобного Сергия и поныне стоит, как нерушимый оплот православной веры. Она сохраняет в себе все монастырские традиции, сложившиеся веками. Живет в ней и дух древнего иночества, и благодатного старчества. Наряду с Троицкой Лаврой, как звездочки в ночи, светят и благодатно живут и другие обители: Почаевская Лавра (Тернопольская область), Печорский монастырь (Псковской епархии), Пюхтицкий женский монастырь (Эстония), Флоровский женский монастырь (Киев), Мукачевский женский монастырь и другие. Но нам важнее отметить, как уже сказано выше, не внешнее развитие монастырей, а более внутреннюю жизнь монашества, его благодатную настроенность, его духовную крепость. Ведь самая качественность иночества заключается не во внешнем построении жизненных удобств в монашеской жизни, но скорее в твердой неизменности духу Евангелия, древним подвижническим уставам и добрым монашеским традициям. Ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего (Откр. 3,8). Поэтому считаю нужным далее осветить внутреннюю жизнь русского иночества при сравнительных видах его внешнего устроения.
Старчество
Старчество, или духовное окормление других, зиждется на высоком примере послушания Христа Спасителя, Который на Себе показал, что Он послушлив быв до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2,8). Старчество есть основание доброй монашеской жизни вообще и, в частности, каждого инока, в этом нет сомнения. Это подтверждают и примеры святых отцов, которые во образ Спасителя возрастали и духовно совершенствовались прежде всего на принципе послушания и подчинения своей воли воле высших себе. В подтверждение сказанного приведем рассуждение замечательного русского подвижника XIX века свт. Феофана, который считает, что новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его и пестунствует; так новорожденному в духе нужен руководитель — старец, который следил бы за духовной жизнью инока и своей молитвой покрывал его от всех козней лукавого. Жизнь под руководством святитель считает крайне необходимой. Без этого окормления инок легко может встать на путь совершенно ложный и гибельный, идя по линии самонадеянности и самоуверенности. Следовательно, надо держаться смиреннейшей части — послушания и покоряться человеку ради Бога. Старцы русского иночества полагали и полагают целью иноческой жизни не одни только внешние подвиги поста, молитвы и телесный труд, но и так называемое «внутреннее делание», т. е. внутреннюю жизнь духа с ее живыми проявлениями: вера в Бога, любовь к ближним, решительная борьба со страстями и искренним и частым открыванием помыслов. В этом заключается вся суть старческого руководства, в результате которого возможны несомненные плоды очищения и духовного возрастания христианской души. Сам старец живет в постоянной борьбе со своими страстями, постоянным молитвенным обращением к Богу и святым Его, приобретши себе светлый, благодушный, проницательный взгляд на жизнь. Ему ведомы все человеческие немощи, и он исполнен величайшей снисходительной любви, но иногда и спасительной строгости ко всем; ему равно дороги богатый и нищий, знатный и простой, ученый и неученый, ибо он смотрит на них не со стороны их внешнего положения, а со стороны внутреннего душевного устроения. Старец пришедшего к нему в келию любезно выслушает, успокоит, обласкает, может быть, добродушно и пошутит, а иной раз строго, но с любовью укорит, даст нужный спасительный совет и, благословив, отпустит с миром. И дивное действие производит, может быть, и убогая, но вся проникнутая небесным миром, верой и любовью келия старца! Сколько она видит мятущихся душ и горячих слез посетителей, которые, оставив у благодатных ног старца все свои земные скорби и тяжесть грехов своих, уходили облегченные, обрадованные и овеянные небесным миром! И поистине старец в своей келье, что оазис в знойной, безводной пустыне, напаяющий измученные огнем страстей души и вливающий в них новые, свежие силы для дальнейшего странствования. Основной сущностью старческого делания является спасение душ человеческих. Ради этой великой цели и Господь приходил на землю и пострадал крестным страданием. И святые апостолы призваны были стать «ловцами душ человеческих». И старцы примером собственной подвижнической жизни, своей пламенной молитвой и добрым словом, а с другой стороны — полным послушанием, откровением и доверием к нему духовных чад обретают души для Христа, спасая их для вечной жизни. Нужно с уверенностью сказать, что вопрос спасения души является наиважнейшим вопросом христианской жизни, и в то же время вопросом чрезвычайно трудным. Трудность его осложняется испорченностью человеческой природы и постоянным препятствием в спасении со стороны темной, диавольской силы. Основными качествами в спасении души старцы считают прежде всего смирение, терпение и Молитву, а основными обязанностями духовных детей по отношению к своему старцу — исповедание помыслов и полное послушание. Об этих обязанностях скажем несколько подробнее. Исповедание помыслов старцу должно быть непринужденное, полное, частое, искреннее. В виде помощи предлагается руководимому вести запись помыслов, которые и нужно потом открывать старцу. «К ограждению себя от греха, — пишет об этом святой Антоний Великий, — будем соблюдать следующее: пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить их друг другу». «Всякий помысел, и всякую скорбь, и всякое желание, и всякое движение не укрывайте в себе, — пишет авва Исаия, — но свободно открывайте своему авве, и что услышите от него, то с верою старайтесь исполнить». Откровение помыслов дает возможность руководимому в корне пресекать диавольские наваждения и уничтожать их в самом начале. Кроме того, откровение чрезвычайно сильно поражает духа гордости и дает человеку несказанный мир душевный и красоту святого послушания. Другой главной обязанностью руководимого по отношению к старцу является послушание, как мы уже говорили выше. Послушание должно быть совершенно добровольным, полным, безпрекословным и обязательным. Оно должно касаться и самых мелких частностей, и в то же время не останавливаться ни перед какими трудностями. Ученик не должен ни в чем противоречить старцу. Он должен слушаться по чувству глубокой любви к нему, полного доверия, не допуская осуждения последнего. Сила послушания так велика, что необыкновенно быстро поднимает ученика на ступень духовного возрастания. Особенно это качественно необходимо и ценно в наш двадцатый век, когда престиж послушания старшим заметно падает, и человек готов не считаться ни с каким авторитетом. Послушник, добровольно подчиняя свою волю другому, не теряет своего достоинства, наоборот, он, исполняя заветы Христа Спасителя, идет Его путем и тем самым приобретает себе высокую оценку. Кроме этого, святое послушание награждает послушника истинным счастьем — глубоким душевным миром. Оно дает человеку основную христианскую добродетель — смирение. Так учат об этом святые отцы. «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения» (Прп. Иоанн Лествичник). Нужно сказать, что указанные особенности нелегко исполнять послушнику. Враг рода человеческого, диавол, особенно яростно нападает на него, возбуждая в его душе чувство недовольства старцем, будто неправильными его указаниями; он старается показать действительные или вымышленные недостатки и пороки старца с целью унизить его в глазах послушника. «Лютуют демоны на тех, которые отличаются повиновением своему отцу, — пишет преподобный Нил Синайский, — они скрежещут на них зубами, ибо это повиновение спасает и злобных духов прогоняет». С другой стороны, ослушание старца ведет инока к духовной гибели и дает повод к веселию демонам. «Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, — говорит Марк Подвижник, — часто претыкается и впадает во многие рвы и сети лукавого». Старчество играет огромную роль в русском монашестве. И самые высокие подвижники в Русской Церкви, иерархи, святые праведники шли к духовным высотам именно путем старческого окормления. При этом напомним, что старчество, как таковое, процветает преимущественно в монастырях. Так издавна славилась старцами Киево-Печерская обитель, тихая и мирная Глинская пустынь, славная и многострадальная Троице-Сергиева Лавра, Печерская обитель, Оптина, Валаам и другие русские монастыри, в которых просияли многие старцы с их духовным опытом, сильной и пламенной молитвой и тем мирным и кротким отеческим духом, в котором всегда так нуждался русский инок и весь русский народ. Особенно дороги русскому иноку имена таких старцев, как преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Амвросий Оптинский, Зосима Соловецкий. Имеются и теперь среди русского иночества добрые и смиренные молитвенники, имена которых в большинстве случаев знает один только Бог. Они в своем подвиге смиренны, терпеливы, безропотно несут всю тяжесть грехов человеческих. Как и всегда, переносят лишения, диавольские искушения и ничего не берут от этой жизни, кроме Креста Христова, увенчанного счастьем высокого страдания.
Глава 2. ХРИСТИАНКА
«Прости, о Рим, я умираю, за веру в моего Христа...» Мы живем в XX веке, каким густым туманом отдалены от нас первые века христианства! Как слабо воспринимаем мы их в своем сознании. А какие дивные картины таит для нас заря христианской веры, когда благодатный свет Христов, как тихое благоухание или как пламя Божественного огня, разливался по всей древней Римской империи. Какие кровавые события, полные трагизма и вместе с тем тихого безропотного христианского терпения, пришлись на этот период христианской эры! Недаром чуткие сердца, дышащие пламенной любовью к Богу и святой христианской верой, вспоминая период мученичества (I-IV века), всегда обливались слезами великой скорби по братьям-христианам, упитавшим своей кровью песок римских амфитеатров. И особенно теперь, когда христианская вера снова становится нетерпимой для мира, полезно нам вспомнить наших милых мучеников: братьев, сестер, отцов, матерей, зовущих нас за собой по стопам Христа. «Мученица Твоя, Господи, Екатерина, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и, Тебе ищущи, страдальчествую». А так как святая вера в наших сердцах от сильных бурь жизни колеблется и угасает, то как бы надо нам чаще вспоминать, обращать свои взоры на тех, кто так пламенно любил Христа и так мужественно переносил за Его святую правду муки, страдания и смерть. Мне очень хочется озарить светом воспоминаний некоторые события первохристианской жизни, чтобы мы воодушевились терпеливо нести скорби настоящих дней. Хотя теперь пока не льется святая кровь мучеников за Христа Бога, не терзают их тела яростные звери и острые мечи, не пожирает их огонь костров и всякого рода мучения, но ныне иные муки, иные тяжелые нравственные переживания, иные скорби и страдания, которые, Бог знает, может быть, вскоре выльются и в открытое исповедание Христовой правды и получение венцов нетленных для любящих Христа. Вечный город стоял на своих гранитных устоях, как огромная нерушимая скала. Его каменные стены, башни, амфитеатры, казалось, были так крепки, что никакая сила не в состоянии потрясти их или привести в разрушение. Народы всего мира вложили в этот город свои сокровища, и он стоял, этот город, вечный Рим, как исполин, властвуя над миром. Однако наступило время великих преобразований. Небесная истина, так тихо и победоносно пришедшая на землю, овладела умами и сердцами людей. Заря новой эры уже освещала горизонты римских владений. Язычество зверски, отчаянно хваталось за право на свое существование и даже на право господства. Огнем, мечом, железом оно подавляло сторонников Христа, топя их жизнь в крови невинных страданий. Но, как говорит древний писатель Тертуллиан, кровь святых мучеников была семенем для обильной жатвы учения Христова, и один пострадавший за Господа поднимал сотни, тысячи новых исповедников за правду, свидетельствующих, что Иисус распятый есть истинный Христос, Сын Божий, Бог. Пламя яростных гонений за Хри< Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|