Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологический барьер принятия нововведений





Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций, которое получило название пси­хологического барьера по отношению к нововведениям. Это сопро­тивление переменам, создателем и «носителем» которого является сам человек. Это состояние мешает протеканию процессов адапта­ции человека к новой среде, связано с ситуацией и личностными особенностями. Оно связано с генетическим и психологическим складом личности, с природным стремлением людей и групп к сохранению стабильности, с предпочтением «знакомого» «незнакомому», с жизненными стереотипами, побуждающими к осторожности и опасениям.

Психологический барьер является развивающимся образованием. Его параметры изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организаций, различны у разных категорий работников. Как травило, барьер выше на этапе внедрения нововведений, а также на первой очереди нововведений, на этапе же развития нововведений психологический барьер снижается. Таким образом, барьер по отношению к нововведениям необходимо исследовать в каждом конкретном случае.

Согласно точке зрения К. Девиса, причины сопротивления пер­сонала организационным нововведениям могут быть троякого харак­тера: экономические, личностные и социальные.

К числу экономических К. Девис относит: а) боязнь безработи­цы; б) боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка; в) боязнь снижения социального статуса и основной заработной платы; г) боязнь интенсификации труда и со­кращения прогрессивной его оплаты. То есть, основным здесь являет­ся боязнь потери (полной или частичной) в заработке, что формирует у работника весьма стойкую антиинновационную установку [23].

Причинами личностного характера считаются следующие:

а) восприятие критики личных методов работы как обиды; б) бо­язнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; в) уверенность в том, что но­вовведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости участника трудового процесса; г) нежелание расходовать силы на переобучение; д) боязнь роста интенсивности труда; е) страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и послед­ствий нововведений.

В числе социальных причин называются следующие: а) нежела­ние приспосабливаться к новому социально-психологическому кли­мату в коллективе; б) стремление сохранить привычные социальные связи; в) боязнь, что новая социальная обстановка приведет к мень­шему удовлетворению работой; г) неприязнь к внешнему вмешатель­ству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; д) недо­вольство слабостью личного участия и незначительностью своей роли при внедрении нововведений; е) уверенность в том, что любые нов­шества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.

Такая классификация фиксирует антиинновационные барьеры со стороны работников в условиях вы­сокоэффективной экономической системы, а в отечественных орга­низациях часто имеют место и «доморощенные» причины. А. И. Пригожин считает, что такими причинами, имеющими социально- психо­логическую окраску, являются: ориентация многих наших работни­ков не на достижения успеха, а скорее на избегание неудачи; боязнь риска, непредвиденных трудностей; низкий уровень притязаний; установка типа «проще купить за границей», являющаяся следствием неверия в отечественную технику.

Для того чтобы нововведение было успешным, при его внедре­нии, по мнению Н. А. Ильиной, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Руководитель и члены коллектива должны четко представлять себе, что и когда будет произведено. Должен быть проведен коллек­тивный анализ возможных вариантов нововведения, сформирован поэтапный план внедрения, а также четко представлены их послед­ствия (например, разделение труда, оплата, расстановка и подчинен­ность кадров и т. д.).

2. Должна быть проведена оценка степени готовности коллекти­ва к изменениям и участию в инновациях. Как известно, к успеху ведет хороший социально-психологический климат в коллективе. Столь же важна информация о спектре неудовлетворенности работ­ников основными условиями их деятельности. Таким образом, ва­жен диагноз потенциала внедрения нового в коллективе - диагноз подготовленности коллектива предприятия. В социально-психоло­гическом плане это выражается в сотрудничестве подразделений, единстве целей в коллективе, уровне развития микроколлективов, понимании недостатков старой организационной структуры, поло­жительной установке на новые функции и статус, опыте адаптации к новым условиям.

3. Должны соблюдаться условия поэтапности реорганизации. Это снижает риск и потенциальную отторгаемость нововведений.

4. Способствует нововведениям поддержка реорганизации «клю­чевыми» людьми организации, а также привлечение к этому нефор­мальных лидеров.

5. К успеху ведет широкое привлечение персонала, работающего во всех подразделениях организации. Действительно, если человек внес свой вклад в организационную перестройку, он становится ее сторонником и защитником. Особенно тщательно необходимо рабо­тать с людьми тех подразделений, где готовится реорганизация. При этом нет необходимости задействовать в этом процессе всех без ис­ключения членов коллектива, так как столь широкий подход ведет к размыванию личной ответственности.

6. Необходимым условием является информированность коллек­тива о подготовке и реализации нововведения, особенно при органи­зации управленческих нововведений. Отрывочные сведения быстро приобретают форму слухов. Таким образом, чем больше вопросов будет решено на подготовительной стадии, тем успешнее будет про­ведена реорганизация.

7. При планировании нововведений необходимо и планирование риска. Риск - это действие в ситуации неопределенности, непредви­денности. Риск - это затрата усилий и средств, при неопределенном соотношении выигрыша и потерь. Это проблема, прежде всего соци­альная, даже при технических нововведениях. Для конкретного чело­века, в особенности руководителя, это взятие на себя ответственно­сти за его осуществление. Склонность к риску представляет собой довольно устойчивую характеристику индивида и связана с такими личностными чертами, как импульсивность, независимость, стрем­ление к успеху, склонность к доминированию. На рисковое поведе­ние оказывает влияние также и культура и социальные условия.

Люди, уверенные в себе, чаще идут на риск, т. к. не боятся «поте­рять лицо» при проигрыше. Практика показывает, что успешные пред­приниматели рискуют умеренно.

Антиподом риска являются гарантии. Выделяют гарантии дости­жения (рассчитаны на успех) и гарантии компенсации (рассчитаны на неудачу).

Как уже отмечалось, риск при внедрении организационных ново­введений составляет около 50%.

В период внедрения нововведений в большинстве коллективов имеют место улучшение взаимоотношений работников по горизонта­ли, снижение конфликтности, рост внутригрупповой сплоченности, т. е. в сфере взаимоотношений проявляется своеобразная компенса­ция общей напряженности. Однако, следует помнить, что все это про­исходит в ближайшем окружении, в неофициальных подгруппах. При этом может активизироваться межгрупповое взаимодействие, связан­ное с межгрупповой оппозицией и конфронтацией отдельных групп, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реорганизации. Таким об­разом, ситуация нововведения выявляет структуру группы и активи­зирует происходящие в ней процессы. В этот период взаимоотноше­ния между подчиненными и руководством могут ухудшиться, увеличивается конфликтность по вертикали, снижается авторитетность ру­ководства. В ситуации нововведения руководитель воспринимается, скорее, не как человек, а как представитель организации, как обезли­ченный функционер, на него возлагается вся ответственность за ре­зультаты и трудности нововведений. Критичность же в коллективе по­вышается не только по отношению к руководителю, но и ко всем ас­пектам социально-производственной ситуации. Установка по отно­шению к нововведению более положительна, если оно внедряется «изнутри», а не «сверху». Эти данные о социально-психологических последствиях внедрения нововведений подтверждаются большим ста­тистическим материалом, собранным Н. А. Ильиной на крупнейшем научно-производственном объединении нашей страны «Светлана».

Эффективно работающая организация - это организация, руководство и коллек­тив которой понимают необходимость систематических новаций, но при этом в полной мере предвидят социально-психологические по­следствия этих процессов, могут прогнозировать и управлять ими, т. е. планирует организационное развитие. Эффективно работающая организация - это организация, способная к инновационному риску, руководство которой может принимать решения в условиях неопре­деленности, когда не всегда можно оценить вероятность потенциаль­ных результатов. Известно, что наибольшей неопределенностью об­ладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.

В ходе подготовки, внедрения нововведения и пользования им достаточно часто возникают противоречивые ситуации, которые не­сут в себе элементы конфликтов, повышающих всплеск тревожности. Для того чтобы инновационный процесс был успешен, для социально-психологического «сопровождения» такого рода работ необходимы знания о сущности, видах и способах разрешения конфликтов в организациях [23].

Контрольные вопросы.

1. Причины необходимости нововведений.

2. Классификаций нововведений.

3. Особенности нововведений с выраженным социальным аспектом.

4. Этапы процесса нововведений.

5. Стимулирующие факторы нововведений.

6. Объективные факторы среды.

7. Психологический барьер принятия нововведений.

8. Психологическое определение успешности нововведений.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.