|
Поколения государственных образовательных стандартов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Стандарты общего образования: · стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами); · стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.
19. Виды искусств (пространственные, временные), жанры искусств. Общие и особенные закономерности влияния различных видов искусства на человека. Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.). В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы. В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография. Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ АРХИТЕКТУРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (живопись, графика. Скульптура) ЖИВОПИСЬ Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись подразделяется на: - монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток. - станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте. Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.): - Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ. - Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм. - Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи. - Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. - Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. - Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения. - Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения. СКУЛЬПТУРА Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: - горельеф - высокий рельеф, - барельеф - низкий рельеф, - контррельеф - врезной рельеф. По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая. Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: - памятники, - монументы, - мемориалы. Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики). ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей. Основными народными промыслами России являются: - Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская; - Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская; - Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись; - Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы; - Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская - Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра - Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу; - Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка; - Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево, - Роспись по ткани - Павловские платки и шали - Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка. ЛИТЕРАТУРА Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Литература подразделяется на: - Художественную - Учебную - Историческую - Научную - Справочную Основными жанрами литературы являются: - Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма. - Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи. - Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя: - Эпопея - крупное произведение эпического жанра. - Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму. - Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой - Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции. - Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах. - Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами. - Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: - на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; - на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральные постановки подразделяются по жанрам: - Драма; - Трагедия; - Комедия; - Мюзикл и т.д. ФОТОИСКУССТВО. Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. КИНОИСКУССТВО Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное. Определены также жанры кино: - драма, - трагедия, - фантастика, - комедия, - историческое и т.д.
20. Формы художественного образования в исторической ретроспективе. Традиционные и инновационные формы художественного образования. Художественно–практические, художественно-творческие, художественно-познавательные формы. Варианты структуры художественного образования. сегодня мы имеем дело с множеством самых разных новаторских концепций художественного образования, цель которых – давать жизнь новым именам и тенденциям... Крайне симптоматично, что новаторские концепции при этом возникают не в рамках самих образовательных учреждений, а за их пределами. Кроме того – и это еще одно отличие от ситуации двадцатипятилетней давности – новый интерес к образованию не рождается сегодня на волне общественных и художественных движений. Это в 70-е несколько поколений художников – в третий раз на протяжении ХХ века после эпохи модерна и Баухауса – пришли в художественные школы с надеждой, что образовательная реформа способна преобразовать искусство, изменить само понятие о художнике и его взаимоотношениях с миром. Преподавательская деятельность Йозефа Бойса в Европе и дидактическая программа нью-йоркского музея Уитни – свидетельство веры 70-х в художественное образование и его миссию. Художественные школы в их реальном воплощении на самом деле мало интересуют молодых художников – их, скорее, занимает сама концепция школы. В последнее время идея передачи знаний и мастерства снова стала предметом размышления и дискуссий в среде молодого поколения В действительности, возрождение интереса к образовательным концепциям связано с возникновением в актуальном искусстве феномена художественных групп. Попробуем дать определение двум основополагающим в нашем исследовании понятиям: «традиция» и «инновация». «ИННОВАЦИЯ» (от лат. «novatio») понимается нами как обновление, ведущее к совершенствованию существующей системы. «ТРАДИЦИЯ» (от лат. «traditio») — как сохранение и передача от поколения к поколению культурного наследия, включающего в себя определённые культурные образцы, нормы и ценности, идеи и обычаи, обряды, школы и стили. По мнению ряда современных исследователей, среди которых и академик А. П. Деревянко, традиции и инновации могут взаимодействовать не в форме конфликта, а в форме симбиоза или синтеза. «Традиции могут выступать не тормозом, а основой, фильтром, трамплином новаций…Ценностные и технологические качества традиции, переходя в инновации, сохраняют важную для культуры преемственность» Изучение инноваций в изобразительном искусстве является одним из приоритетных направлений программы фундаментальных исследований Российской Академии Художеств. Рассматриваются следующие важные аспекты темы: - проблема идентификации традиций и инноваций; - особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве; - теория и практика внедрения инноваций в художественном образовании; - традиционное искусство национальных школ как фундамент инновационного развития. . Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях - умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”. Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа). Первый - компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока. Второй - компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.) Третий - этап использования современных компьютерных программ в обучении Инновационные методы в преподавании - это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы - это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение - это путь к правильному выбору своей профессии.
21. Система искусств и художественное образование. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Виды и способы художественной интеграции. Особенности воздействия интегративных форм художественного образования на личность ребенка.
1) Современная система искусств – виды, роды, жанры 2) Принципы классификации искусства 3) Пространственные и временные искусства 4) Изобразительные и неизобразительные искусства 5) Простые искусства 6) Синтетические искусства Всем знакомы традиционные виды искусства – литература, музыка, танец, изобразительное искусство, архитектура, театр и кино. В повседневной практике большинство из нас сталкивалось с произведениями декоративно-прикладного искусства. Мы посещаем цирк, смотрим телевизор, и это тоже самостоятельные виды искусства, хотя телевидение не является исключительно художественной деятельностью. Сама система видов искусств очень подвижна. Новые виды искусства возникают благодаря развитию техники. Так, Дагер в XIX веке изобрел способ фиксации изображения, сами изображения назывались дагерротипами. Из дагерротипов родилась фотография. Первое время фотография очень хотела «дотянуться» до изобразительного искусства. Отсюда – и ретушь, и рисованные задники, на фоне которых фотографировались семейства и отдельные заказчики. Изначально искусства делились на мусические (пространственно-временные) и технические (пространственные). Это деление основывалось на материальной конструкции, как на главном критерии отличия. Произведение искусства не сводится к материальной конструкции, но оно не может существовать вне ее, поскольку лишь через нее воспринимается. Материальная конструкция является носителем некоторой художественной информации. Здесь уместно вспомнить наш разговор о материальной форме. Каждый из названных ранее материалов (слово, гранит, тело, пленка, звук) существует и в пространстве, и во времени, но по доминанте принадлежит чему-то одному и воспроизводит что-то одно. Временные искусства – литература и музыка характеризуются процессуальностью, их еще называют динамическими искусствами. В отличие от вещности и предметности пространственных искусств, временные искусства обладают большей степенью ассоциативности. Временные искусства непосредственно выявляют и воссоздают изменчивость человеческих состояний, динамику чувств и настроений. Неизобразительные знаки дают опосредованную информацию о действительности. Искусства, использующие неизобразительные знаки образуют класс неизобразительных искусств. К таковым относятся музыка, архитектура, танец. Несложно заметить, что набор класса неизобразительных искусств совпадает с классом временных искусств, лишь архитектура является неизобразительным искусством. Изобразительность для архитектуры – редкое исключение из правил. Преодоление ограничений собственной природы знака и максимальное извлечение «положительного» качества из своей природы привело к образованию синтеза изобразительного и неизобразительного. Как в случае выделения пространственно-временного класса искусств, в эстетике выделяют и изобразительно-выразительный класс искусств (театр, светомузыка, танец и др.) Итак, самые известные простые искусства – литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, художественная фотография. · Среди простых искусств есть и временные искусства. Остановимся на музыке. Музыка, как говорил А.Ф. Лосев, есть искусство времени, или становящегося числа. Сегодня нам надо понять, что цель искусства – не просто познание, так как полноценное знание дает наука, и не просто развлечение в игре. Сила искусства в том, что оно входит в сферу общения людей, дополняя в ней реальное общение реальных людей. С этой точки зрения можно понять и взаимодействия искусств в педагогическом процессе. Исторически сложилось школьная программа так, что мир искусства представлен в ней тремя видами – литературой, изобразительным искусством, музыкой. Центральное положение этих трех искусств в художественной культуре объясняется их отношением к духовной жизни человека. Которая имеет три главные сферы – сферы мыслей, чувств и представлений: мышление призвано обеспечивать познавательную деятельность, переживание – целостно – ориентационную деятельность, воображение – преобразовательную практику, поскольку она создает образы того, чего ещё нет, то что человек хочет сделать. Искусство и стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни, вырабатывая для этого оптимальные средства. Словесные искусства воплощают жизнь человеческой мысли. Музыка стоит в таком же отношении к жизни чувств, к человеческим переживаниям потому структура музыкального образа интонационна. Наконец живопись адекватно передает человеческие представления в той форме, какую дает им реальное чувственное восприятие действительности. Тем самым литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, а их различные сочетания и взаимодействия позволяют передавать взаимосвязи протекающих в ней процессов. Так песня, сливая воедино слово и мелодию, воплощает единство и взаимодействие мысли и чувства; так актерское творчество соединяет словесное высказывание и изобразительный текст (мимическую живопись), Воплощает связь и взаимодействие мысли и представления; так танец, сопрягая жест с музыкой, передает единство представления и переживания. Вот почему с тех пор как исторически изначальная форма художественного творчества распалась, все три «базовые» виды искусства обрели самостоятельность, приобщение к ним оказалось необходимым для развития художественной культуры. Этим и объясняется то, что преподавание именно этих трех дисциплин вошло в школьную программу и прочно утвердилось в ней. А в тех школах, где администрация видит неоценимую роль искусства в воспитании личности, введен предмет под название МХК., предмет в котором объединяются история, литература, живопись, музыка нового и новейшего времени. Телевизионная передача, кинофильм, художественная фотография, спортивно-художественные зрелища, художественное конструирование - все это теперь тоже определяет характер формирующего вкуса современного ребенка не в меньшей степени, чем книга, картина, или музыкальное звучание. Если не в большей. И теперь в художественной жизни школьника главное место занимают новые, современные виды и жанры искусства. Исторически сложившаяся классическая систематизация творчества основана на выявлении вида, рода, жанра, направления и стиля, а также на определении художественной концепции произведения искусства. При изучении искусства как системы видов выделяются две базовые проблемы: исследование тех закономерностей, которые объясняют распадение первоначальных синкретических форм художественного творчества на множество самостоятельно существующих простых искусств, и исследование закономерностей, управляющих процессом «художественной гибридизации», т. е. объединением простых искусств в искусства сложные, синтетические, многоэлементные. Рассматривая материальное бытие художественной формы, можно обнаружить три способа ее реального существования: пространственный, общий для живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладных искусств; временной, общий для словесного и музыкального творчества; пространственно-временной, общий для актерского искусства и танца. Эта морфологическая триада интерпретирует виды искусства относительно категорий пространства и времени – основных форм бытия материи [113, с. 359-360]. Согласно авторской концепции, более целесообразно трактовать архитектурное творчество как пространственно-временное. Отметим, что с мерой обобщения «жизни человеческого духа» (по выражению К.С. Станиславского) связано разделение искусств на монофункциональные и бифункциональные («прикладные»). Исторически наиболее отчетливо родовое членение сложилось в литературном творчестве как эпос, лирика, драма. Аналогично литературе можно представить родовую структуру изобразительных искусств: станковая живопись, графика, скульптура. Взаимодействие с литературой и актерским искусством видоизменяет образный строй произведения живописи, графики, скульптуры – книжная иллюстрация, театрально-декорационная живопись, театральная скульптура (кукольная), киноживопись (декорационная и мультипликационная). В сфере музыкального творчества можно выделить «чистую» музыку и «программную», опосредованную словесными образами. Синтез с искусством танца выявляет темпоритмическое начало в музыке, формируя ее танцевальный род. Влияние театра и кинематографа привело к складыванию специфических родов: оперной и балетной музыки, музыки для драматического театра, киномузыки. Образная структура классического танца сформировалась под перекрестным влиянием музыки, литературы и актерского искусства. Синтетическое театральное творчество испытывает обратное влияние всего содружества искусств, выраженного в особенностях творчества актера в оперном, драматическом, музыкальном или хореографическом театре, в цирке или в кино
22. Методы обучения, обеспечивающие необходимый уровень художественного образования, развития творческих возможностей и способностей учащихся во внеучебной деятельности. Пока нет 23. Педагогические условия успешного обучения Изобразительному искусству во внеурочной деятельности. Принципы планирования и организации творческой деятельности школьников во внеурочное время. Пока нет ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|